Главное:
439

Домик в деревне

На свежем воздухе и мертвой тишине можно заработать миллионы

«Ее даже на картах нет! Не только на современных, но и на тех, что времен Великой Отечественной», – рассказывает Ольга Рыхлицкая, въезжая на своей легковушке в деревню Кокаево Угличского района.
У поворота на двух худеньких деревянных столбах – доска с рисованными радостно скачущими буквами. Как и дорожный указатель, контингент более или менее постоянных жителей Кокаева своеобразен: чета московских пенсионеров, еще один москвич, который решил обзавестись личным подсобным хозяйством... Впрочем, с тех пор как Ольга, одна из первых участниц антикризисного проекта «Рассеянный отель», перебралась сюда на постоянное место жительства, в деревне чуть ли не каждый день можно увидеть новые лица.

Фабриканты на отдыхе

Четыре спальни, гостиная с телевизором и импровизированным глинобитным камином. Кокаевский мини-отель – не царские палаты, конечно. Но среди тех, кто приезжает сюда, притязательных нет. Туристический сезон начинается и заканчивается байкерскими тусовками.
– С «Фабрики звезд» четверо парней у нас отдыхали. Их охранник сопровождал, вооруженный. Он первым зашел в дом, осмотрелся. А как ребята заселились, уехал, – вспоминает Ольга. – И вот целую неделю они тут жили, с музыкальной аппаратурой, диски, что ли, записывали. За одним потом папа приехал. Оказалось, ему надо было экзамены в университете сдавать.
– А Рома из «Дома-2» не гостил у вас? – живо интересуется Галина Яговдик, директор социально-культурного центра и одна из местных вдохновительниц развития сельского туризма. – Ну, маленький такой, лысый… Он тут в Угличе несколько дней жил.
– Да я вообще стараюсь не спрашивать, кто мои постояльцы и откуда! – уверяет Рыхлицкая. – По этикету не полагается.
Вместе со своей дочерью Ольгой Ушановой она перенимает опыт у коллег из ближнего зарубежья. Из электронной переписки с прибалтами, например, уловили, что для туристов лучшие хозяева гостевого дома – это те, что меньше всего о себе напоминают.
Еще в начале нулевых Ольга Рыхлицкая жила в Угличе, работала завскладом райпотребсоюза. Но когда система стала дышать на ладан, вспомнила свою давнюю мечту. Домик в Кокаеве площадью 80 квадратных метров подвернулся случайно. И только потом Рыхлицкая поняла, что тут ее будущим постояльцам гарантирована не только сельская идиллия, но и преданья старины. Хоть и не слишком глубокой – начала прошлого века.
– Усадьба в этом месте была, родителям академика Опарина, известного микробиолога, принадлежала. Но сожгли ее во время революции. Когда мы колодец копали, наткнулись на бутовый фундамент. От чего он, не знаю, но явно с тех времен, – считает Ольга. – И целая система прудов от Опариных осталась. Те, что на нашем участке, мы расчистили, хотя самый маленький фактически заново копали. Остальные тоже хорошо бы в порядок привести – они же заболачиваются.
Дом вместе с 45 сотками земли угличанка купила в кредит. Первое время доходы от сельского туризма были с гулькин нос. Рыхлицкая решила: а почему бы не расширить свой бизнес? То, что для этого надо было продать свой двухэтажный коттедж в центре Углича, ее не смутило. Как не смутили и инфраструктурные заморочки.
– К каждому дому ведь пришлось дорогу прокладывать, а то раньше ездили прямо через поле, – объясняет предпринимательница. – До маленького дома вон 600 метров отсыпали, до большого – 300. Только на это миллион ушел.
Центральной канализации в мини-отелях нет. Газа тоже. Поэтому самая затратная статья расходов – электроэнергия. Зимой топить электричеством гостевой дом стоит в среднем 10 тысяч рублей в месяц. Но издержки окупаются с лихвой. За год, по словам Ольги Рыхлицкой, в гостевых домах останавливаются до полутора тысяч человек. Они приносят доход до миллиона рублей.

«Горжусь этим сараем»

– Там – Екатерининский тракт! Вон в пяти метрах отсюда, – с уверенностью заявляет Александр Бовин, стоя посреди просторной избы и показывая рукой в непонятном направлении. – Вот в марте откроемся, а там, может, харчевню какую-нибудь так назовем.
Бовин живет в поселке Отрадный. Но в деревне Медлево после смерти родителей жены остался дом. Ему лет сто, не меньше. Причем изначально он стоял отнюдь не там, где, по убеждению хозяина, «Екатерина II ездила на тройках», а в соседнем селе.
– У меня бизнес свой, автобусными перевозками занимаюсь от Углича до Отрадного и обратно, – рассказывает Бовин. – Свободного времени мало. В одиночку я бы этот дом никогда в порядок не привел.
Поэтому он с радостью сдал его в аренду социально-культурному центру. Безвозмездно. Лишь бы совсем не сгнил.
– Я в Карелию ездила на курсы по сельскому туризму. И там нас учили, что деревенский дом, вот как этот, старый, ничем не примечательный, – это самое то, – объясняет Галина Яговдик. – Если вы приглашаете туриста к себе домой, а во дворе у вас покосившийся сарай, надо обязательно показать его гостю со словами: «Я очень горжусь этим сараем. Он напоминает мне о моем предке…» и так далее.
Видимо, во избежание лишних поводов для гордости в доме отремонтировали-таки крыльцо, укрепили пол. Местные безработные за 4 тысячи рублей на брата привели в порядок прилегающую территорию. Осталась мелочевка – поставить раскладушки, половики постелить. На подготовку мини-отеля потратили всего 100 тысяч рублей.
– И то деньги не все бюджетные: с материалами спонсоры помогли, – уточняет Галина.
Гостевой дом в Медлеве нужен не только для того, чтобы туристы могли накрыть «поляну» и попариться в баньке. Рядом Бовин хочет обустроить музей льна. В советские годы, по его словам, в округе до 400 гектаров засевали.
Глава Отрадновского сельского поселения Владимир Абрамов и сам понимает, что туристов мало завлечь – надо их удержать. А потому в селе Красном уже строится база отдыха. Там можно будет взять напрокат снегоходы, квадрациклы, байдарки. А в Ордине и вовсе решили построить молокоперерабатывающий завод на 10 тонн в смену. В экспериментальном цехе туристы даже смогут почувствовать себя сыроделами.
– Инвесторов в Голландии нашли – 100 тысяч долларов на все нужно, – Абрамов с оптимизмом смотрит в будущее. – Перспективное дело. Вложения за полтора года окупятся.
– А сырье как же?
– Ну а что? У нас проект есть по увеличению поголовья коров. Буренку завел – получи 10–15 тысяч рублей. А желающих молоко сдавать море – было бы куда.
Александра СМОЛЯР

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16cd/
музей

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость