Главное:
404

В первой пятерке

На праздновании юбилея области 5 человек получили новую губернаторскую награду – почетный знак имени Мельгунова. Один из них – председатель комиссии по помилованию Георгий Колобов

Эта награда для Георгия Николаевича далеко не первая. Колобов – почетный работник прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ, обладатель медали Анатолия Кони. А еще за 50 с лишним лет работы он завоевал, пожалуй, главное звание: люди уважительно именовали его «народным» прокурором.

Потребность в справедливости

Послевоенное детство (Колобов родился в 1941 году), семья, в которой было пятеро детей, а работать мог только отец, – естественно, что в 16 лет юноша тоже начал трудиться. Днем на фабрике «Североход», а вечером – над учебниками, в школе рабочей молодежи.
Вернувшись из армии, устроился на шинный завод, где дошел от слесаря до мастера. Там Георгий мог и остаться, но он решил учиться дальше и поступил во Всесоюзный юридический институт в Иванове.

Кстати

В день празднования юбилея области почетный знак имени первого ярославского генерал-губернатора кроме Георгия Колобова впервые получили:
Владимир Извеков, директор музея истории Ярославля;
Виктор Воронов, бывший директор Ярославского шинного завода;
Юрий Москвичев, советник ректора ЯГТУ;
Александр Петров, художник-мультипликатор.
Также медали «За труды во благо земли Ярославской» I степени были удостоены:
Сергей Овчинников, председатель Ярославского областного отделения Российского детского фонда;
Вера Рыбакова, экс-директор департамента образования ЯО.

– Мне хотелось выбрать такую профессию, где людям можно больше пользы приносить, некая потребность в справедливости во мне была всегда, – рассказывает Колобов. – Ну и интерес к гуманитарным наукам свою роль сыграл.
Окончив вуз, он работал юрисконсультом на Рыбинском моторном заводе, оттуда в 1976 году его и выдвинули на участие в выборах на должность народного судьи Центрального района Рыбинска.
– Теперь судей назначают, – говорит Колобов. – А вот когда сам народ выбирал, это дорогого стоило. Работа была сложная, трудоемкая, гражданские решения надо было выносить в три дня. При этом квалифицированный рабочий на заводе в то время получал больше, чем народный судья.
На службе закона Колобов проделал путь из суда до прокуратуры, сначала Рыбинской, потом Ярославской: прокурор Красноперекопского района, затем города, а с 1996 по 2001 год– прокурор области.
– Время было непростое, – рассказывает Георгий Николаевич. – Приватизация, передел собственности, невыплата зарплат. Пришлось придумывать нетрадиционные формы работы с людьми.
Одним из таких ноу-хау стали ежемесячные выезды во все районы области, причем на прием к Колобову мог попасть любой. На встречу приглашали руководителей структурных подразделений и прессу, в крупные города вроде Рыбинска и Углича прокурор брал с собой начальника УВД, работников из налоговой службы, военкомата. Приходит человек с жалобой – тут же со специалистом разбирают ситуацию. До 20% всех проблем удавалось решить прямо на месте.
– Но прокуроры, пришедшие потом на мое место, такую практику продолжать не стали, – вздыхает Георгий Колобов, – слишком трудоемко.

Сажать нельзя освобождать

Уйдя в отставку как прокурор, Георгий Николаевич возглавил в 2002 году областную комиссию по помилованию (такие структуры появились в регионах после указа президента от 2001 года). Ее председателем остается и поныне.
– В наши обязанности входит предварительное рассмотрение ходатайств заключенных, – рассказывает Георгий Колобов. – Мы свой протокол и заключение отправляем губернатору, оттуда они уходят в Москву, и окончательное решение принимает президент.
В состав комиссии входят представители общественности – ветераны, преподаватели университетов, а также депутаты, силовики, служитель церкви – всего 13 человек. Раз в два года такой состав обновляется на одну треть постановлением губернатора.
В течение месяца 13 «судей» решают, что порекомендовать – сокращение срока, снятие судимости или даже освобождение. Однако процент освобожденных очень невелик.
– Лишь одиннадцати людям в области президент подписал указ о помиловании, – говорит Колобов. – Думаю, связано это с тем, что у нас в основном отбывают сроки за тяжкие и особо тяжкие преступления, – у комиссии тут рука не поднимется дать положительное решение.
Хотя подать ходатайство имеет право любой, кто отбыл не менее половины срока. Будет принято во внимание, как заключенный участвует в общественной жизни, с кем общается в тюрьме. Но если человек искренне раскаивается и в полной мере осознал, что он сделал не так, то помогать надо, считает Колобов.
– Второго шанса достоин, наверное, каждый, – говорит он. – Ведь бывают самые разные обстоятельства и люди, в них попавшие.
И рассказывает историю из практики, случившуюся год назад. Несовершеннолетняя девушка по наущению своей компании украла у соседки кролика. Воровке дали 2,6 года условно. Но она, видимо, не поняла, насколько все серьезно, и в течение 9 месяцев не являлась отмечаться в милицию. Суд заменил приговор – и вот уже девушка, ставшая за это время совершеннолетней, отбывает реальный срок в колонии-поселении в Рыбинске. Глупая шалость привела к серьезной расплате.
– Комиссия порекомендовала освободить ее от дальнейшего наказания и снять судимость, – говорит Колобов. – Мы поверили девушке, когда та сказала, что очень хочет учиться и получить профессию. Президент тоже вынес положительное решение.
В апреле у экс-прокурора 70-летний юбилей, но Георгий Николаевич на отдых не собирается. Кроме комиссии по помилованию он занимается и проблемами служителей Фемиды – в качестве представителя общественности входит в состав квалификационной судебной комиссии.
– Мы разбираем в том числе дисциплинарную ответственность судей, – рассказывает он. – В последнее время, к сожалению, эти проблемы увеличиваются. Встречаются и волокита, и неправильное применение закона, бывают жалобы на необъективность и грубость стражей правосудия. По большей части причины мне видятся в слабой подготовке к таким нагрузкам. Например, в мою судейскую бытность законодательство было более стабильно, шла наработка опыта. Сегодня же в законы часто вносятся изменения, к тому же появилось много новых сфер, в частности банковская, налоговая.
Впрочем, по мнению Колобова, одних теоретических знаний все равно мало. Здесь нужен определенный душевный потенциал:
– Честность и порядочность. Все очень просто. При любых обстоятельствах нельзя давать волю эмоциям. Банальные слова, но все должны быть равны перед законом.
Анна КОУЗОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16d2/
суд

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость