Главное:
245

Трудности перевода

Бывшие колхозные леса не дают покоя руководителям сельхозпредприятий: одни пытаются избавиться от них, а другие самовольно валят деревья

Племзавод «Горшиха» в Ярославском районе – это не только пастбища и пашня. Но еще и лес на площади 398 гектаров. Точнее, еще с советских времен у сельхоз­предприятия находится в аренде участок земли, на котором раскинулась зеленая зона. А вот сами насаждения в последнее время как будто висят в воздухе.
– Со времен коллективизации часть государственного лесного фонда была передана сельхозпредприятиям в постоянное (бессрочное) пользование, в 1960-х эти леса стали называться межколхозными, а потом межхозяйственными. Но их статус как государственного лесного фонда не изменился. С 1998 года они были подведомственны сельским лесхозам и «Ярсельлесу», которые и выдавали колхозам лесорубочные билеты. Но потом эту систему упразднили. Сегодня часть бывших колхозных лесов, по сути, ничья, – объясняет парадокс первый замдиректора областного департамента лесного хозяйства Владимир Ищериков. – В свое время лес был недвижимым имуществом, а в 2007 году с выходом нового Лесного кодекса стал движимым. В итоге лесной участок квалифицируется как земельный. Закономерно возникает вопрос: кто вообще должен заниматься бывшими колхозными лесами?
Гендиректору «Горшихи» Николаю Иванову такой довесок даром не нужен: деловой древесины все равно мало, а в пожароопасный период, чтобы обезопасить свое же хозяйство, лес нужно опахивать, устраивать минерализованные полосы. Избавиться от лишней ноши он пытается третий год. Ради этого даже провел межевание и регистрацию участков. Но…
– Волокита та еще! До сих пор маемся, – недоумевает Николай Владимирович. – Этим летом как раз истекает срок договора аренды. Возможно, не буду его продлевать.
Случай «Горшихи» не уникален. На момент изменений в законодательстве бывшие колхозные леса занимали площадь 764,7 тысячи гектара, то есть 43% лесных угодий области. В 2008 году в категорию земель государственного лесного фонда было переведено 672,4 тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения. А на 30 тысячах гектаров в Ярославском районе, например, перевести земли из одной категории в другую невозможно без предварительного межевания. Откуда взять деньги на эту процедуру? Неизвестно. Зато известен прейскурант: за один гектар возьмут от 200 до 700 рублей.
– Сегодня 8 процентов общей площади лесов бывшие колхозные, – подсчитывает Владимир Николаевич. – Вся проблема в том, что администрации районов не предусматривают никаких обременений для собственников и правообладателей земельных участков, на которых располагается лес. А на участки, находящиеся в собственности, не распространяется даже действие Лесного кодекса.
Между тем далеко не все организации стремятся избавиться от лесных угодий. Например, руководитель одного из сельхозпредприятий Ярославского района выкупил вместе с лесами «умирающий» колхоз в Даниловском. Пользуясь прорехами в законодательстве, он не первый год рубит сколько хочет.
– Надо еще отдать должное этому хозяину – на месте образующихся проплешин подсаживает молодые ели, – добавляет Владимир Ищериков. – А вот в Угличском районе один бизнесмен только собрался оформлять землю в частную собственность. Но уже технику подогнал и валит лес налево-направо. Сейчас на месте работают сотрудники УБЭП.
Свести к минимуму долю «ничьих» лесов можно только после устранения правового вакуума, считает Владимир Николаевич. От имени департамента в Минсельхоз, Рослесхоз и Госдуму РФ были направлены предложения о внесении поправок в Лесной кодекс: его действие должно распространяться на все лесные участки вне зависимости от формы собственности. Но пока пожелания региональных властей не учли.
Александра СМОЛЯР

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16d8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость