Главное:
513

Владимир Фейертаг: «Я – в одной лодке с музыкантами»

Двойная мораль как зеркало существования российского джаза

Нынешний фестиваль «Джаз над Волгой», стал особенным в жизни его ведущего, доцента кафедры джаза Санкт-Петербургского университета культуры и искусства Владимира Фейертага. Он впервые выступил с собственным сольным проектом. Нет, не в музыкальном жанре (хотя Владимир Борисович, говорят, владеет фортепьяно не хуже многих выступавших музыкантов). На суд слушателей и зрителей Фейертаг представил две свои книги: биографию Оскара Питерсона и учебник «История джазового исполнительства в России».
– Владимир Борисович, писать о джазе, судя по всему, работа нелегкая. Потому хотя бы, что если академическая музыка имеет строгие каноны, то джазовое произведение всякий раз исполняется фактически заново. Читатель рискует не понять, что речь идет не об одной, а о другой версии…– И вы думаете, что об академической музыке писать легче? Уверяю вас, это не так! К тому же мне проще – я не музыкальный критик, чему несказанно рад. Я не пишу рецензий, не даю оценок музыке, что позволяет мне быть в одной лодке с музыкантами, находиться с ними в хороших отношениях. Я просто не представляю, как бы я объявлял их со сцены, если бы одновременно давал им оценки.
– Тем не менее вы презентуете в рамках фестиваля две свои книги…– Тут нужно уточнить: моя книга – одна. Авторство автобиографии Оскара Питерсона мне присваивать было бы нелепо. Я был редактором этой книги, она получилась очень доброй, искренней. Потому, в частности, что автор не обошел в ней даже тех ситуаций из своего детства, когда его пороли за нежелание играть на рояле. Что же касается «Истории джазового исполнительства», то здесь тоже вряд ли уместно говорить о презентации. К моменту моего выступления в Ярославле книга уже вышла и, по моим сведениям, уже распродана более чем наполовину.
– По жанру это критика или мемуары? – Ни то, ни другое. Это учебник. В нем помимо нот имеются еще отсылки к пластинкам или записям, с которыми будущим или уже состоявшимся музыкантам, на мой взгляд, необходимо познакомиться.
– Насколько велика потребность музыкантов в такой форме подачи материала?– Если вы помните, книга Алексея Николаевича Боташова «Советский джаз» вышла в 1972 году. Это был прекрасный труд, хотя идеологически книга была «проработана» сверху: кого-то заставили не упоминать вовсе, о ком-то говорить разрешалось, но в определенном контексте. Моя книга – 2010 года. У нас нет такого предмета – история российского джаза, я писал эту книгу для кафедры и по заказу кафедры. Единственное, чего я не сделал – не подчинился ученому совету университета, который хотел издать книгу в мягкой обложке, без нотных примеров и фотографий. Поэтому я обратился в хорошее издательство, и мне сделали эту книгу так, как я ее себе представлял. Если бы я делал ее исходя только из собственных представлений, то потратил бы гораздо больше времени, она стала бы гораздо объемнее. Но университет переходит на новые стандарты обучения, мне нужно было спешить. Получилась очень компактная работа. За эту книгу мне не стыдно.
– Учебник подразумевает некоторую академичность. Что может привлечь к нему любителя джаза или просто массового читателя? – Меня никто не редактировал и не ограничивал, поэтому я попытался сохранить в тексте тот ироничный тон, которого стараюсь придерживаться и на сцене. Прежде всего потому, что и это – одна из сторон существования российского джаза. Все, что у нас ни делалось бы, всегда сопровождалось «двойным дном». Мы провозглашали одно, делали другое, а подразумевали вообще третье. Вот об этой двойной морали я и пишу: когда за джаз хорошо платили, потом сажали в тюрьму, выпускали и опять хорошо платили. Знаете, я думаю, что мы до сих пор так и живем.
– Не могу не поинтересоваться у бессменного ведущего фестиваля «Джаз над Волгой»: что сегодня представляет собою ярославский джаз? – Главное отличие Ярославля – наличие здесь джазового центра, его работа. Если раньше появление в городе того или иного музыканта было результатом сочетания ряда благополучных обстоятельств, то теперь прогресс приобрел поступательный характер. К примеру, до сих пор я не обращал внимания на Вячеслава Смирнова, но теперь он стал на редкость самобытным исполнителем, у него появилась авторская музыка. Не перестает удивлять «Овердрайв блюз бенд» – на сей раз тем, что музыканты обратились к классическим темам и сумели этим увлечь зал. Если раньше джаз жил в Ярославле от фестиваля к фестивалю, то теперь это регион, который трудно представить без нашей музыки.
Анатолий КОНОНЕЦ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16d9/
судфестивальмузыка

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость