Главное:
456

Константин Дойников: «Главное – интерес»

Электронная система для коробки передач сделает управление тяжелыми грузовиками похожим на компьютерную игру с джойстиком

Тяжелое машиностроение остается одним из китов экономики региона. На нем в значительной мере держатся Ярославль и Рыбинск, не говоря уже о Тутаеве с его моторным заводом. Несмотря на все сложности последних лет, здесь не прекращалась работа по развитию и модернизации производства. Сейчас по заказу предприятия разрабатывается автоматическая система управления коробкой передач для большегрузных автомобилей. Отечественных аналогов ей сегодня нет. Автор разработки – аспирант ЯГТУ Константин Дойников.
– Константин, выпускникам вузов непросто найти достойную работу, а ваша карьера сразу начала складываться успешно. Это везение или закономерность? – Я, что называется, попал в струю. Сразу после защиты диплома бакалавра меня пригласили в проектную группу, работающую по заказу ТМЗ. Занимался усовершенствованием механизмов управления коробкой передач большегрузных автомобилей, а последние два года и системами автоматизации переключения передач. Диплом магистра защищал уже по этой теме. Автоматические системы предназначены для белорусских МАЗов, но пригодны для грузовиков любой марки, в том числе, КамАЗов.
Так что возможны перспективы сотрудничества и с этим предприятием. Сейчас у КамАЗа заключен крупный контракт с немецкой фирмой Zahnradfabrik (ZF) на поставку автоматических систем управления.
– Речь идет о выпуске импортозамещающей продукции, которая поможет потеснить иностранные компании на внутреннем рынке?– Да, именно так. Наши разработки вполне конкурентоспособны. Не думаю, что тутаевские системы управления будут уступать по качеству немецким, а вот стоить они станут заметно меньше, чем импортные аналоги.
– Есть какие-то преимущества у вашей разработки, кроме цены? – Уникальность конструкции в том, что мы не держимся «за хвост» европейцев. В основе – отечественная механическая коробка передач. Только модернизированная, способная на равных конкурировать с зарубежными аналогами.
– Такие коробки уже есть в наличии?– Да, мы разработали ТМЗ-14.180 и ТМЗ-9.130, они уже есть «в металле», стоят на машинах. ТМЗ-14.180 прошла миллион километров на опытных испытаниях в Москве и сохранила рабочие качества. В 2008 году я начинал с разработки механической системы управления для этих коробок передач, а в прошлом году встал вопрос о создании электронной системы. Здесь уже нет никаких рычагов, нужны минимальные усилия для переключения скоростей: оно будет осуществляться джойстиком. Принцип работы схож с управлением в игровой приставке.
– Когда ваши научные идеи будут реализованы на практике?– Сегодня разработка вплотную подошла к практическому воплощению, идет «доводка» электронного блока системы. Разрабатываю программные алгоритмы управления. На первых курсах я «болел» программированием и сейчас вернулся к старому увлечению.
– Константин, как ни интересны ваши разработки, не верится, что вам удалось «продвинуть» их самостоятельно, без чьей-либо помощи.– Несмотря на кризис и на общую сложную ситуацию на ТМЗ, на инновационных разработках здесь не экономят, и результат налицо. Ну и самому нельзя «спать», нужно знакомить общество со своей работой, и тогда она будет признана. В 2010 году я выиграл конкурс торгово-промышленной палаты «Молодые специалисты промышленных предприятий», а в конце года читал доклад в МГТУ им. Баумана, там моя работа проходит апробацию. В том же 2010 году разработка была отмечена в числе лучших на областном конкурсе «У.М.Н.И.К. Проекты молодежи – во благо России», я получил грант фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на продолжение исследований. Не так давно представил отчет о достижениях за год, возможно, договор продлят. Но если серьезно, деньги сейчас для меня и не главное. На первом месте – инженерный интерес. Вдохновляет возможность разработать идею с нуля и до реального воплощения, видеть перспективы внедрения.
– Чем займетесь после того, как эта разработка уйдет «в серию»? – В дальнейшем системы управления коробкой передач и двигателем могут быть соединены в одну. Это упростит управление, даст заметную экономию топлива и уменьшит износ сцепления. Таким образом, силовой агрегат в целом приобретет улучшенные потребительские качества. Разработки в этом направлении тоже уже есть. Правда, пока только на бумаге, но реальный экономический эффект от их внедрения в производство очевиден.
Татьяна БРАГИНА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16ds/
Ярославльконкурс

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость