Главное:
226

Жизнь на ладони

В причинах смерти восьмимесячной малышки разбираются и в правоохранительных органах, и в департаменте здравоохранения

«Мы никого не хотим винить, врачи старались спасти дочку. Не получилось...» – Георгий, отец маленькой Эмилии, смерть которой всколыхнула Ярославль, говорит о случившемся со смирением. – Жена очень переживает, постоянно в слезах, места себе не находит. Старшая дочка, хоть и мала, говорить еще толком не умеет, ходит по квартире, заглядывает в разные углы, словно ищет сестренку. И вечером капризничает, спать никак не хочет укладываться».

Что было не так?

Поверить в реальность происходящего этой семье, их родным и близким действительно сложно. Им приходится раз за разом прокручивать все события, чтобы понять, что же было не так.
Нездоровье малышки началось 23 февраля с рвоты. Мама вызвала врача из поликлиники №5 Заволжского района, в которой они наблюдались. Так как был праздничный день, пришла дежурный врач. Предположила, что у девочки кишечная инфекция, оценила состояние как средней тяжести (за исключением рвоты и небольшой температуры никаких серьезных проявлений болезни не было) и ушла, оставив список необходимых лекарств.

Комментарий

Анна БОГАЧЕВА, заведующая детским кардиологическим отделением медсанчасти НПЗ:«Существует более ста различных врожденных пороков сердца. Дефект межпредсердной перегородки (насколько я знаю, такой порок оказался у девочки) в отличие от других вариантов практически никогда не слышен. Его впервые можно диагностировать и в пятьдесят лет. В целом, по статистике, пороки сердца встречаются с частотой 8 случаев на каждую тысячу родов. Они – в числе первых по смертности новорожденных и детей первого года жизни. В прошлом году в области не удалось спасти двух малышей – у них были очень тяжелые пороки, практически несовместимые с жизнью.
Для родителей: одышка, плохая прибавка в весе, синюшность кожных покровов, быстрая утомляемость, учащенное сердцебиение у ребенка – все это повод обратиться к кардиологу. Для окончательных выводов необходимо не только ЭКГ, но и ультразвуковое исследование.

– Дочка всегда выглядела здоровеньким ребенком, ничто не указывало на какие-то отклонения, – вздыхает Георгий Рашидович. – Все необходимые обследования старались проходить. Никаких серьезных диагнозов врачи нам не ставили.
По словам Георгия, к вечеру беспокойство девочки стало усиливаться: капризничала, не могла заснуть, хотя температура по-прежнему оставалась небольшой. Девочка практически не спала ночью, плакала. К критическим отметкам температура поползла под утро. Малышка к этому времени успокоилась и задремала. Как предположили потом врачи, у нее уже сил не было кричать...
Наверное, всем родителям приходилось мучиться вопросом: вызывать «Скорую» или нет. А что если такое течение болезни норма? Тем более что ребенок вроде успокоился?

К закрытым дверям

– Жена почувствовала неладное уже утром, а так как я был на работе, позвонила брату, – говорит отец девочки. – Когда тот приехал, ему бросилось в глаза, что малышка странно смотрела в одну точку и сбивчиво дышала.
Вызвали «неотложку» и, не дождавшись, уехали на своей машине в поликлинику.
Конечно, это была не лучшая идея, возможности поликлиники в плане реанимационных действий гораздо более скромны, нежели стационара. Но если бы знать тогда, где оно, правильное решение!
Как соглашаются сейчас все участники событий, никаких рекомендаций со стороны медиков «Скорой» ехать в поликлинику не было. Да и прибыла бригада врачей, как оказалось, укладываясь в нормативные 20 минут. Но уже к закрытым дверям. Тем временем родные довезли девочку до поликлиники – уже практически в бессознательном состоянии, а медики бросились оказывать реанимационную помощь. Насколько это возможно в условиях поликлиники.
– Все, что можно было сделать в рамках учреждения амбулаторно-поликлинического звена, было сделано, – поясняет начальник отдела организации медпомощи женщинам и детям департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Наталья Олендарь. – Это и борьба с гипертермией и судорожным синдромом, и введение необходимых лекарственных препаратов, и непрямой массаж сердца. С правильностью действий согласились эксперты-реаниматологи.
В 11.05 поступил и новый, уже из поликлиники, вызов в «Скорую помощь». К поликлинике приехали сразу две бригады врачей с разницей в две минуты (в 11.48 и в 11.50), но...
Ни для кого не секрет, что «Скорая помощь», увы, не всегда бывает скорой. Когда мне в середине февраля пришлось вызывать неотложку трехлетнему сыну, на той стороне провода предупредили: «Сбивайте температуру, вызовов много, приедем не раньше, чем через сорок минут, а то и через час». Можно, конечно, забросать сотрудников экстренной службы обвинениями, да стоит ли. У них хлеб очень нелегкий. «Детских» бригад на город всего пять, приходится к детям выезжать «взрослым». Да, стараются вызовы дифференцировать, реагируя в первую очередь на самые неотложные случаи. Но выбирая, всегда приходится ходить по острию ножа.

Сердечная тайна

Между тем предварительную причину смерти маленькой девочки в следственном отделе по Заволжскому району Ярославля СУ СКР по Ярославской области уже назвали.
– Было проведено вскрытие. Причина смерти – порок сердца. Никаких травм или телесных повреждений не обнаружено, – поясняет Евгений Третьяков, следователь отдела. – Но так как еще проводятся дополнительные патологоанатомические исследования, окончательные выводы будут в двадцатых числах марта.
По всей видимости, сердечко малышки не выдержало нагрузки. Тем более что, как оказалось, оно работало с нарушениями. По словам кардиологов, многие пороки сердца определить практически невозможно. Не случайно диагностировать их удается лишь тогда, когда у больного появляются уже признаки сердечной недостаточности.
Как бы то ни было, итоги еще предстоит подвести и следственному отделу по Заволжскому району, и милиции, которая оценит действия врачей на предмет «неоказания медицинской помощи», и комиссии департамента здравоохранения и фармации. Ее специально создали для проверки этого случая.
– Задача комиссии – объективно оценить качество оказания медпомощи, ее своевременность, – говорит Наталья Олендарь. – Кроме того, по поручению директора департамента сейчас проводится проверка всех ярославских и рыбинских детских лечебно-профилактических учреждений амбулаторно-поликлинического звена. Контролируем соответствие оснащения ЛПУ, готовность персонала оказать экстренную медицинскую помощь. Результаты проверки будут озвучены в ближайшее время.
Марина НИКИТИНА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16ea/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость