Главное:
325

Игра на интерес

Участники VI всероссийского форума «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению» уповают лишь на собственный энтузиазм

Призывы любить природу и заботиться о ней стали в последние годы настолько общим местом, что в значительной степени утратили свой изначальный смысл. Как его вернуть, решали участники прошедшего в Ярославле форума. Два дня они обменивались опытом внедрения экологических знаний воспитанникам дет­ских садов и школьникам.
Охват аудитории оказался неожиданно большим: от Москвы (школа №1934 российско-словацкой дружбы) до самых до окраин (школа №3 города Губкинского Ямало-Ненецкого АО). При этом нельзя сказать, что на селе экологическая грамотность и забота о природе зашкаливают за все мыслимые и немыслимые пределы, а в урбанистическом обществе народ только и смотрит, как бы еще чего живого загубить. С одной стороны, воспитанники Усть-Грязнухинского детского сада Камышинского района Волгоградской области, своими руками возделывая сад, на личном опыте убеждаются в истинности их образовательной программы, именуемой «В чистой капле – наша жизнь». С другой – получаемые ими знания и умения отчасти расходятся с тем опытом, который они приобретают в жизни.
Ученики уже упомянутой московской школы №1934, напротив, живут в новом микрорайоне столицы и зеленый цвет видят преимущественно в мониторах. Усилиями учителя географии Нины Подольской в их школе создан ландшафтный музей, который стал оазисом природы не только школы, но и микрорайона. Что же более всего привлекает учащихся в этом музее? Альпийские горки? Отнюдь. Оранжерея с тропическими растениями? Тоже мимо. Более всего столичные школяры проявляют интерес к делянкам, где растут… злаки – самые заурядные овес, ячмень, пшеница. И дело тут, наверное, не только в мировом продовольственном кризисе, но и в искреннем интересе детей. Напомним, детей столичных, у которых жизненных соблазнов куда больше, чем у их сельских сверстников.
– Там, где появляется возможность творчества, возникает интерес. А он является лучшей преградой для соблазнов, – убеждена Нина Подольская. – Но этот интерес нуждается в постоянном подкреплении. А вот тут есть сложности: практически все, кто представляет сегодня программы экологического воспитания, – энтузиасты.
К теме раскрепощения творческого потенциала детей сводились так или иначе темы всех докладов форума. Но мысли о том, куда его потом применить, оказались не самыми радостными.
– Новая система нашего среднего и высшего образования, слепо скопированная с американской, вряд ли сможет быстро стать эффективной, – сказал на подведении итогов форума Сергей Иванов, генеральный директор центра внедрения социальных инноваций. – Может получиться так, что социальный эффект от начального и дошкольного образования, в том числе и экологического, будет исчезать к моменту выхода ученика из стен школы.
Эта мысль, кстати, часто звучала и в кулуарных разговорах участников мероприятия.
Анатолий КОНОНЕЦ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16ex/
образование

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость