Главное:
521

На связи с небом

Бывший конструктор ракетных двигателей восстанавливает единственный сохранившийся на территории Мологского уезда монастырь

«Взгляните, здесь в храм, переделанный в советские годы под ремонтную мастерскую, въезжали тракторы, для удобства алтарь снесли, – печально кивает матушка Феодорита, проводя для нас экскурсию по своей вотчине. – Церкви Покрова Пресвятой Богородицы 125 лет, но о ней мало кто знает. Как и весь монастырь, она до середины 90-х годов использовалась техническим училищем, а сейчас в ужасном состоянии».

Одна в келье

Каменный храм, келейный корпус, остатки колокольни – всего более десяти строений в полузаброшенном старинном местечке Быково Некоузского муниципального района – это около семи километров от райцентра по изрытой ямами дороге. Сегодня матушка Феодорита – игуменья мологского Покровского женского монастыря (название было недавно возвращено Священным синодом). В миру же Алла Маркова была инженером-ракетостроителем, разрабатывала микросхемы в Московском научно-исследовательском институте. Свою жизнь решила изменить уже после ухода на пенсию в 1996 году. Сначала организовала в столице группу по возрождению храмов в глубинках России. А потом и постриг приняла.
О том, что побудило москвичку избрать судьбу монахини, игуменья не откровенничает, лишь сдержанно отвечает, что приняла монашество по обету, исцелившись от тяжелой болезни.
– Родилась я в азербайджанском городе Евлах, в семье все были верующие, и мама, и бабушка, – рассказывает матушка Феодорита. – Еще когда я училась в восьмом классе, одна старица мне предсказала именно такой жизненный путь.
Восстанавливать практически из руин мологский монастырь женщина приехала в 2004 году. Шесть лет прожила в полном одиночестве в келейном корпусе. Игуменья указывает на огромный дом с новой крышей, пластиковыми окнами, куполами домовой церкви и новеньким крестом:
– А тогда поначалу было невероятно тяжело: большое, пустое помещение – 2500 квадратных метров площадью, с крыши капает вода, штукатурка обваливается. Случалось, на меня ночью даже крысы падали: потолок-то совсем гнилой был.
И при этом еще ни воды, ни отопления. Зимой температура в келье редко поднималась выше нуля. Все стены в отвратительном грибке.
– Я ездила на православные ярмарки, собирала пожертвования, – рассказывает монахиня. – Помогали молитва и отзывчивые люди.

Вывели на чистую воду

Теперь, спустя восемь лет, матушка Феодорита как опытный прораб, рабочий, бухгалтер в одном лице с нескрываемой гордостью рассказывает обо всем, что удалось починить, залатать, переделать.
– В главном келейном корпусе мы вскрывали и перекладывали фундамент, а то ведь по весне весь пол водой был залит. Вот новые окна, крыша – если бы нам не жертвовали деньги, ничего бы этого не было. Я за этих людей молюсь.
Кроме того, здание снабжено новомодными системами очи­стки воды и отопления.
– Выгребных ям у нас теперь нет, – объясняет матушка, – работает биологическая установка, специальные бактерии в ней почти на 100% перерабатывают все отходы жизнедеятельности человека.
Эти чудо-бактерии даже стали причиной конфликта с местными жителями.
– В соответствии с лицензией на эту установку воду после специальной очистки можно спускать в водоем, – рассказывает матушка Феодорита. – Соседи этого не знали и написали жалобу в органы санконтроля: мол, мы их нечистотами заливаем. Специалисты приехали, проверили воду и были потрясены – она совершенно чистая.
Вместо печек в монастыре – инфракрасное отопление, такое используют, например, в операционных: включается при определенной температуре и нагревает воздух столько, сколько нужно. В каждой келье на стене – свой регулятор.
Кстати, двадцать комнат для монахинь тоже были капитально отремонтированы. Теперь в них все, как в лучших домах, – туалет, душ, стиральные машины. Сама же игуменья привыкла к аскетизму, свою келью ремонтировать не спешит.
– А вот здесь в советские годы, когда этот корпус использовали под учебный, в домовом храме устроили кинозал, – матушка продолжает экскурсию, приглашая подняться за ней по высокой старинной лестнице. – На месте алтаря была танцевальная площадка. К счастью, церковь нам удалось полностью восстановить.

Чудесный металл

Вообще обустройство монастырской территории во времена советской власти подверглось довольно серьезному вмешательству. На месте деревянной церкви поставили туалеты, на кладбище разбили футбольное поле, колокольню преобразовали в котельную. Сегодня местные жители тоже не считают нужным считаться с тем, что рядом действующий монастырь.
– Летом тут и шашлыки, и музыка, – вздыхает игуменья. – Проблема в том, что в нескольких домах, бывших когда-то монастырскими строениями, еще с прежних лет живут миряне, им здесь квартиры давали.
Жильцы в свою очередь искренне недоумевают, почему им вдруг делают замечания, просят не ходить в коротких юбках и шортах. Ну а покуда взаимопонимания между соседями не сложилось, молиться в монастырь приезжают в основном паломники издалека.
Кто-то спешит сюда специально, чтобы просить исцеления у чудотворной иконы, найденной среди груды металлолома. Во время уборки чердака оттуда пришлось вывезти 45 тонн глины, в куче мусора матушка обнаружила искореженную черную металлическую пластину. Это оказалась Казанская икона Божией Матери на латуни. Много лет назад она встречала путников над входом в монастырь.
– Я вымыла ее святой водой, – с волнением рассказывает монахиня, – через неделю проступил образ Богородицы, а через месяц – Спасителя.
Но настоящее чудо произошло позже, когда металлическая икона начала мироточить.
– К нам приезжал паломник, металлург по профессии, и увидев эту икону, вопрошал: «Я все способен понять, но как из железа может течь масло?».
Хрупкая маленькая женщина, матушка Феодорита не страшится ни трудностей, ни болезней. За 8 лет сделано много, но предстоит в разы больше. При этом она убеждена, что возрождение монастыря нужно не только самим монахиням, это в первую очередь необходимо обычным людям.
– Души наших современников искалечены гордостью, – с грустью произносит игуменья. – Необходимо возрождать христианское подвижничество. И деньги тут не главное. Хочешь, просто приезжай, помоги территорию прибрать, огород вскопать. А мы любому будем рады.
Анна КОУЗОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16go/
церковь

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость