Главное:
220

Между больницей и тюрьмой

Изменения, которые предполагается внести в законодательство, оставят наркоманам небогатый выбор: добровольно лечиться или отвечать по полной

Наркомания в России приобрела характер пандемии. За год наша страна теряет около ста тысяч человек, причиной смерти которых является потребление наркотиков. Чтобы попытаться спастись, обществу придется пойти на жесткие меры. О них шла речь на заседании «круглого стола», организованного на базе областной наркологической клинической больницы в минувший четверг.

Цифры

В Ярославской области состоят на учете 813 человек с диагнозом «наркомания» (62 на 100000 населения). Это в 4 раза меньше, чем в среднем по РФ.
В прошлом году от передозировки наркотиков (официально подтвержденный диагноз) скончались 37 человек. Только трое из них при жизни находились под контролем органов ФСКН.
От 60 до 70% лиц, осужденных за сбыт психоактивных веществ, не имеют работы. Более восьмидесяти процентов из них – моложе тридцати лет.

Наркологи, педагоги, сотрудники силовых структур, представители общественных и религиозных организаций обсудили выбор стратегии борьбы. Основные две: либеральная и репрессивная. В первой наркопотребитель считается свободным человеком, распоряжающимся своим здоровьем как хочет, а лечение от зависимости базируется на принципах «добровольности» и «анонимности». В случае репрессивной стратегии церемониться не принято: уличенного в наркомании либо сажают надолго, либо отрубают от «порченного» организма чего-нибудь важное (в Катаре – руку, в Саудовской Аравии – голову).
Оба варианта борьбы в их классической версии не очень подходят для России. А потому главный нарколог области Александр Волков предложил задуматься над возможностью внедрения рестриктивной стратегии. По этому пути идет, например, Япония. Суть в том, что если наркопотребитель соглашается на оказание ему медпомощи, то он освобождается от уголовного преследования. Понятие добровольности остается, но трактовка отличается от либеральной. Ведь отказавшись от лечения, наркоману придется нести ответственность перед законом.
– Еще недавно такой подход рассматривался как ущемление прав пациента, – пояснил Александр Васильевич. – Но при соблюдении одних прав наркопотребителя нарушаются другие – в первую очередь на жизнь и здоровье. Попавшим в наркотическую зависимость свойственна анозогнозия – отрицание собственной болезни. Добровольность и анонимность в их отношении, таким образом, ограничивают в правах как их самих, так и окружающих.
На «круглом столе» были рассмотрены и меры по усилению ответственности за распространение, хранение и сбыт наркотиков. Прозвучало предложение ограничить кодеинсодержащие препараты только рецептурным отпуском.
– Реклама препаратов, содержащих кодеин и подобные ему вещества, приводит к тому, что их знают и стар и млад, – заметил заместитель губернатора Эдуард Фролов. – А принцип воздействия на организм у них приблизительно одинаковый. Когда наркодилеры найдут способы перерабатывать очередное вещество в аналог «крокодила», – вопрос лишь времени. Все препараты этой группы должны назначаться и отпускаться только по рецептам, и рекламу их необходимо законодательно ограничить.
Однако разработкой перечня репрессивных мер обсуждение не ограничилось. Были проработаны и вопросы социальной реабилитации прошедших медицинское лечение наркоманов. При этом ее как таковой в России фактически нет. По словам члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы Евгения Мухтарова, в законодательстве РФ отсутствует даже определение этого понятия. И государственных центров социальной реабилитации всего четыре (в ЦФО – ни одного). Зато, как грибы после дождя, растут учреждения, где социальная работа трактуется расширительно – вплоть до применения побоев и приковывания наручниками к кровати. Между тем даже медики признают, что на уровне лишь врачебной помощи наркоман неизлечим. Можно вывести яд из организма, снять синдром абстиненции – но чем заполнить внутреннюю пустоту человека, который из больничных стен возвращается в ту же среду, которая и стала одним из факторов его приобщения к дурману?
– Стратегически мы должны бороться не столько с ограничением предложения, сколько со снижением спроса, – резюмировал начальник управления ФСКН генерал-майор полиции Виктор Левкин. – В масштабах области с этой бедой не справиться. Надеемся, что часть нашего опыта будет использована в разработке глобальной стратегии противодействия потреблению наркотиков.
Выработанные в ходе обсуждения на «круглом столе» предложения были вынесены на заседание Президиума Госсовета РФ 18 марта.
Анатолий КОНОНЕЦ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16hg/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость