Главное:
259

Поймал птицу счастья

Сельские просторы взамен города, свое хозяйство на смену станку – бывший рабочий ЯЗТА Сергей Читаев стал одним из немногих ярославских дауншифтеров

Смысл этого затасканного уже слова все знают: дауншифтер – уставший от суетливой жизни человек, который бросил работу, карьеру и уехал туда, где воздух чище, трава зеленее и жизненные ценности другие, нежели в городе. Правда, таких героев немного: о философии «возвращения к корням» горожане чаще рассуждают, чем ей следуют.

В деревню, к тетке, в глушь…

Сергей Читаев, автокрановщик и слесарь по специальности, над терминологией не задумывался, просто давно хотел распрощаться с Ярославлем. Решение вызревало годами.
– У меня родители всю жизнь на заводе вкалывали, и я туда пошел, – говорит Сергей. – Но в какой-то момент понял, что по инерции жить больше не могу: вокруг все выпивают, кроме завода и дома ничего не видишь. Телевизор под вечер включишь, страшно становится: едим одну отраву, вдыхаем химикаты – надоело!
Дом в небольшом поселке Колобово Пошехонского района достался Читаеву от родителей жены. Шикарная, местами дикая природа, и никаких удобств – в общем, то, что надо. Супруга желание мужа стать селянами поддержала, дочку перевели в пошехонскую школу и начали обживаться.
– Первым делом перекрыл крышу, установил сантехнику, сделал проводку, – с гордостью перечисляет Сергей.
Дом Читаевых стоит на крутом берегу, где река Керома впадает в Рыбинское море. Кругом вода, а вот колодцев – ни одного.
– Внизу у реки круглый год родник бьет, и кто как может, шлангами подводит себе воду, – объясняет Сергей. – Я соорудил что-то вроде водонапорной мини-станции с мощным насосом.
Теперь воды хватает для всего – бойлера, душа, туалета. Все удобства, как в прежней ярославской квартире, только лучше:
– Мы от городской воды отвыкли, вкус у нее неприятный, – говорит бывший заводской рабочий. – Да и вообще здесь другая жизнь начинается. Вот у меня, например, врожденная гипертония, перебивался только на таблетках, а на воздухе просто забыл, что это такое. Теперь беру бревно на плечо, приседаю несколько раз, измеряю давление – такое же, идеальное.
Овощи, рыба, птица и даже хлеб – у фермеров теперь все свое. Деньги в основном нужны на оплату электричества и интернета, ну и на расширение хозяйства, само собой.

Хорош гусь!

Закончив с обустройством дома, Сергей смог осуществить еще одну давнюю мечту – устроить птичий двор.
– Я ведь птичник и даже птицелов со стажем, – смеется он. – Все о пернатых знаю, еще с детства их ловил с друзьями.
И рассказывает, как когда-то в городской квартире ухитрился устроить маленький «живой уголок»: держал у себя и попугаев, и соловьев, и даже ястреба. Правда, последнего пришлось отпустить на волю – родным не очень-то нравилось находить в холодильнике тушки мертвых крыс, которыми потчевали хищника.
– Наша местность – рай для водоплавающей птицы, я это давно понял, – воодушевленно рассуждает Сергей. – Поэтому завел не только куриц, но и гусей. Сейчас у меня их двадцать, линдовской породы, а при правильном уходе к лету будет, надеюсь, еще на пятьдесят больше.
Вообще считается, что разведение гусей – это высший пилотаж в птицеводстве. Тут нужно соблюсти десятки разных нюансов. Поддерживать постоянную температуру и влажность, гусиные яйца со второй половины инкубации опрыскивать водой для охлаждения, каждый день их переворачивать, причем только чистыми руками.
– За здоровьем гусей всегда следить надо, как за детьми, иначе поголовье может исчезнуть за несколько дней, – обстоятельно объясняет фермер. – Они и простужаются, и вирус подцепить могут, и даже туберкулез.
Поэтому к строительству птичьего двора Сергей подошел со всей ответственностью: обшил и утеплил стены, вместо земляного пола сделал деревянный, подложив под него металлическую сетку: первое время под полом раздавались какой-то скрежет и стук – это крысы пытались прорваться, но не тут-то было.
– У меня и куры, и гуси неслись даже зимой, – с гордостью говорит птицевод. – За яйцами со всей округи в очередь становились. Понятно: у некоторых соседей по утрам в жилом доме температура +12 была, а у меня даже на птичьем дворе +15.

Езжай, пока молодой

Местные жители, коренные колобовцы, на находчивого и «чрезмерно» трудолюбивого дауншифтера, взявшегося возродить в здешних краях гусеводство, посматривают с завистью. Поначалу отговаривали, потом ругали (мол, дурак, ничего не получится), а когда все стало ладиться, предсказывали: «Да у тебя гуси-то домой приходить не будут» (когда раньше в деревне птицу еще держали, такое случалось). Но опытный птичник убежден: достаточно кормить гусей строго в одни и те же часы, и проблем с ними не будет.
– Только однажды был случай: осень, вечер, начался снег с дождем, а гуси не возвращаются, – рассказывает Сергей. – Я волноваться начал. Выхожу к реке и вижу: они сбились в кучку и спят посередине, видимо, лиса напугала, на берег выплыть побоялись. Кричу: «Ну что, домой-то ходить будем?» – и стучу по металлическому тазику. Смотрю, тут же крылья расправили, бегут.
Вообще гусь – птица умная, и каждая, по словам фермера, со своим характером. Читаев уверен, что не меньше, чем в правильном уходе, его пернатые питомцы нуждаются в общении – вот он их «га-га-га» прекрасно понимает.
– После еды кричат на низкой такой тональности: мол, красота-то какая, а когда злятся или пугаются, уже совсем другой звук издают, – рассказывает Сергей. – По осени лисы частенько совершают «диверсии», так гуси выставляют караул. Пока все спят, один вахту несет и в случае чего криком будит остальных. Кроме того, в стаях у этой птицы строгая иерархия. Причем определяться она может, еще когда птенцы не вылупились из яйца: кто громче пищит, тот, скорее всего, вожаком и станет.
В планах у Читаева пополнить птичий двор семьей индюков. Ну а мысли вернуться в город не возникает ни на секунду. Ярославские же знакомые на всю эту «сельскую авантюру», длящуюся уже четыре года, смотрят по-разному: одни у виска пальцем крутят, другие одобрительно кивают, но следовать примеру никто не спешит.
– От многих слышу: «Вот выйду на пенсию, отправлюсь в деревню жить», – но это все ерунда, тогда уже поздно будет, – уверенно заявляет новый русский крестьянин. – Ты поезжай, пока есть здоровье, силы, и будь готов к тому, что работать придется много. Зато для себя и с удовольствием.
Анна КОУЗОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16i5/
уборка снега

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость