Главное:
264

Тормозим или газуем?

В области попытаются пробить зеленую улицу для голубого топлива

Владимир Путин подписал постановление о включении раздела «Охрана окружающей среды» в перечень показателей, по которым судят об эффективности работы местной власти. Одним из важнейших критериев оценки станет объем выбросов от зарегистрированного транспорта.
С транспортом в Ярославской области все нормально: только частных авто уже около полумиллиона, и число машин все увеличивается. Быстрее, чем автопарк, растет, пожалуй, только цена бензина. За прошлую неделю АИ-95 подорожал на 0,7%, а АИ-92 и вовсе на 2,4. Что делать, чтобы и экологию подчистить, и на бензине не разориться?
Ответ прост: переходить на метановое газомоторное топливо. Например, в Томске, где вся система ЖКХ частная, коммунальную технику перевели на газ. Только это и позволило вписаться по деньгам в рамки муниципального заказа по уборке и вывозу мусора. Мэр Москвы Сергей Собянин обязался весь муниципальный транспорт перевести на газомоторное топливо. Неудивительно: закупочная цена сжатого метана сегодня – 7,69 рубля за кубометр, а дизтоплива – 23 рубля за литр.
По территории нашего региона проходят аж два федеральных газопровода. Но при этом у нас всего две газозаправочные метановые станции – 20-летняя «старушка» в Рыбинске и новенькая частная в Ярославле, на окружной дороге в районе Чурилкова. Причем загружена она пока процентов на 7. Консервативный ярославский шофер в сжатый газ не верит – заправляются в основном иногородние. Но хуже отсутствия спроса – непонятные игры федеральных законотворцев. Вопрос о зеленой улице для голубого топлива был поднят еще при Черномырдине, но воз и ныне там.
– Муссируемый в Госдуме законопроект об альтернативных видах топлива абсолютно пустой, – сказал вице-президент «Газпрома» Олег Жирин. – Если мы на местах ситуацию не переломим, от верхов ждать нечего. И очень хорошо, что Ярославская область проявила инициативу.
Гость Ярославля имел в виду состоявшееся на прошлой неделе первое заседание рабочей группы по разработке программы, которая позволит развить использование газомоторного топлива в области.
Препятствий на пути новой идеи – вагон, но его можно «разгрузить». Сложности с лимитами газа для частников Олег Жирин обещал свести к нулю. Он сказал, что газпромовское разрешение на подключение к объемам газа можно будет получить за два месяца, при условии, что программа найдет отражение в областном законе «Об энергосбережении». Это обяжет чиновников запросы рассматривать, а не относиться волюнтаристски: хочу – разрешу, хочу – запрещу. Проблему выделения земли под станции (в других регионах бывало, что и всемогущий «Газпром» пробивал участок по 2,5 года) решит областная власть, опыт есть. Недоверие бизнеса можно преодолеть, отказавшись от порочного принципа – «оставь себе 6% сэкономленного, а остальную прибыль отдай», то есть сохранив тарифы транспортникам на весь период окупаемости. Сомнения: «Хватит ли у нас машин, которые чисто технически можно перевести на газ» – может развеять или подтвердить только расчет парка потребителей. Но уже сейчас ясно, что областные МАЗы-5256 «под газ» подходят как нельзя лучше, авто с газовой комплектацией уже начинает делать «Группа ГАЗ», и даже сильно подержанные автобусы могут дать до 3 миллионов экономии в год! Создать систему сервисных услуг по переоборудованию машин готово помочь НИИ «ГАЗ».
Под такие аргументы проект, естественно, признали реальным и алгоритм действий обозначили. Пионерами в потреблении голубого топлива станут МУП Ярославля, межмуниципальные перевозчики и АПК. Все они должны представить данные – сколько машин и тракторов можно перевести на газ.
– Газомоторное топливо можно использовать не только для транспорта, это топливный ресурс для теплоснабжения, – подвел итог совещания заместитель губернатора Андрей Епанешников. – Но сначала департаменту строительства нужно определить точки, где станции ставить. Напрашиваются Мышкин, Некоуз, Брейтово.
Предполагается, что все эти меры войдут в областной закон «Об энергосбережении». Затем регион от лица губернатора сможет обратиться в «Газпром» с заявкой на включение в целевую программу на будущий год.
– Мы хотим договориться с областью, – сказал замначальника управления газификации «Газпрома» Александр Пронин. – Не бойтесь конкуренции: если пойдет частный бизнес со своими станциями, мы будем только «за».

Федерального закона ждать нечего

Мнение Евгения ЗАЯШНИКОВА, вице-спикера облдумы, экс-директора НПЗ– В стране парадоксальная ситуация – существует целая отрасль производства газомоторного топлива, а потребления нет, хотя и настроили много компрессорных станций метана.
У нас на газонаполнительной станции в Рыбинске – очередь. Все такси, все «Газели». Индивидуальный транспорт пошел. А вот единственная в области частная газозаправка почти не загружена. Абсурд! Я на днях там был – заправляется украинский водитель. Заплатил 180 рублей на 320 километров. Посчитайте: чтобы на 95-м бензине столько проехать, надо тысячи полторы. А ведь есть и экологическая сторона вопроса. В городах-монстрах вроде Москвы 90 процентов загрязнения воздуха дает транспорт. А перевод на метан в пять раз снижает выбросы вредных веществ.
Правительство России пока четко не сказало, что надо делать, чтобы исправить ситуацию. Нет ни федеральной программы, ни законодательной базы, а те законы, что сделаны на местах, прокуратура тормозит. Регионы ищут пути решения проблемы. Убежден: федерального закона ждать нечего. Вся надежда на инициативу с мест. Надо разрабатывать сбалансированные программы расширения парка техники по сельхозтранспорту, такси, межмуниципальным автобусам. Нужны стимулирующие факторы. На Западе транспорт, который переводится на газ, на три года освобождают вообще от всяких налогов.
Срок реализации программы отдалять нельзя. По моему мнению, она должна начать работать в этом году, а с будущего года мы подтвердим ее финансовую сторону, включим в закон «Об энергосбережении». Это единственная, но многообещающая зацепка, в энергосберегающие законы регионы обязаны включать мероприятия по переводу транспорта на газ.
Алексей ВАВИЛОВ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16i9/
автоЖКХтранспортзаконопроект

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость