Главное:
353

Ирина Калиш: «Талантов воспитывают не только на уроках»

Как сочетать классную и внеклассную работу, пора ли учителю математики мастерить игрушки и где теряется одаренность, рассказала заместитель директора старейшего в стране учреждения дополнительного образования

На прошлой неделе в Ярославле пришвартовался теплоход с педагогами на борту. Полторы сотни творчески, спортивно и технически одаренных руководителей дополнительного образования, включая директоров художественных школ, футбольных и хоккейных клубов из 44 регионов России, а также Эстонии и Украины решили не просто активно отдохнуть, а поделиться опытом. За неделю путешествия по Волге они высаживались в нескольких городах, чтобы в рамках всероссийского семинара обсудить с коллегами, как удержать на плаву систему дополнительного обучения.
Эта тема приобрела особую актуальность накануне грядущего внедрения новых образовательных стандартов.
Главным инициатором и организатором встречи стал Федеральный детский эколого-биологический центр, созданный в 1918 году в Москве как станция юных натуралистов, где и работает Ирина Калиш.
– Ирина Викторовна, чего ждать ученикам и их родителям от государственных стандартов? Насколько изменится в связи с их внедрением ситуация в дополнительном образовании?– Тенденция такова, что согласно новым стандартам дополнительным образованием детей предлагают заниматься непосредственно в школах. На это будет отведено десять часов в неделю, причем в обязательном порядке, хотя и во внеурочное время. Но, к сожалению, механизмы взаимодействия базовых школьных программ с дополнительным образованием документально пока не прописаны. Ряд проблем необходимо решать. Во-первых, элементарно не хватает площадей: далеко не всякая школа может разместить в своих стенах большое количество кружков и секций. Во-вторых, не везде решено, кто должен финансировать приобретение для школ оборудования такого же уровня, которым располагают специализированные учреждения дополнительного образования. В-третьих, обострилась проблема кадров. Педагоги дополнительного образования, как правило, профессионалы в своем деле. Но есть опасение, что ситуация изменится к худшему.
Предположим, я – среднестатистическая учительница Марья Ивановна, которая преподает, скажем, математику. Согласно новым стандартам я должна буду во второй половине учебного дня превратиться в другого человека. В этакую душку Марью Ивановну, дополнительная обязанность которой – учить детей мастерить мягкие игрушки. Да ни один ребенок мне просто не поверит! Не стоит забывать про особенности детской психологии. Кроме того, ребятам элементарно хочется сменить надоевшее за целый день место, где они уже просидели много часов, а не оставаться весь день в школе.
На мой взгляд, если непродуманно, механически перенести все кружки, секции и студии исключительно на школьную базу, то дополнительное образование превратится в обязаловку. А ведь дети выбирают наши учреждения по велению души, голосуют, так сказать, ногами.
– Существует ли альтернатива тому, что преподавателям математики, химии и прочих дисциплин нужно срочно учиться петь, танцевать и вязать?– Думаю, дополнительным образованием должны заниматься только профессионалы, которые обладают образованием и опытом подобной работы.
На семинаре директор таллинского русского лицея Сергей Гаранжа привел замечательный пример! У них там каждый кабинет – отдельное учреждение дополнительного образования. Хореографическая и художественная студии, музейная педагогика, класс управленческой деятельности, экономики и менеджмента. При этом все лабораторное и станочное оборудование – на высоком уровне. Устроили кроме всего прочего хорошее футбольное поле, оборудовали спортивные залы и классы. Руководство лицея набирает для занятий с детьми только специалистов, а оценивают педагогов по практическим результатам. Например, баскетбольный клуб уже в первой лиге, футбольный – стал чемпионом Эстонии. Это достойный пример, который можно применить и в российской практике. Но требуются и серьезные деньги, и грамотный муниципальный заказ.
– Одно из важных направлений – поддержка одаренных детей. Каковы критерии одаренности?– Так называемой выявленной одаренностью, как утверждают ученые, обладают от 2 до 5 процентов детей в мире. Однако мы считаем, если ребенок занимается в системе дополнительного образования, а направлений у нас более 300 видов, если искренне старается при этом, то он уже потенциально одарен. Таких детей никак не меньше половины. Парадокс в том, что талантливых малышей у нас много, молодежи – гораздо меньше, а среди взрослых – подобных людей совсем мало. Почему так происходит? Да потому что как раз в дополнительном образовании при переходе от детства к следующим возрастным категориям теряется некая управленческая и организационная нить.
Сегодня эта проблема заявлена как государственная. Воспитанникам необходимо сопровождение хотя бы до следующего этапа обучения после школы.
Вот в Ставрополье есть очень интересный опыт. Там в учреждениях дополнительного образования собирают портфолио на каждого ребенка. Когда он приходит, скажем, в вуз, там уже знают о его способностях, заслугах и продолжают вести по этой линии. В Ярославской области тоже накоплен неплохой ресурс – в сети существует информационная база достижений одаренных детей.
– Станет ли дополнительное образование доступней? Не секрет, что некоторые виды спорта превратились в элитные, куда пробиваются не за счет способностей, а за деньги.– На самом деле ситуация в целом не столь драматична. Но отдельные направления, как хоккей, большой теннис и спортивные бальные танцы, действительно безумно дороги. Одна только форма, костюмы чего стоят? Людям со средним достатком такую экипировку не потянуть. Однако работа ведется и в этом направлении. На семинаре, к примеру, присутствовали два директора хоккейных школ. Их учреждения полностью финансируются из муниципальных бюджетов.
Еще одна проблема, которую старается сегодня решить дополнительное образование, – это создание системы отбора, в которой образовался разрыв между советским и сегодняшним временем. Предстоит исправлять ошибку, которая стала очевидна после плохих результатов зимней Олимпиады в Ванкувере. Нельзя отбирать несколько перспективных «звездочек» и работать только с ними, забыв, что необходимо формировать широкое поле нормально развивающихся, физически здоровых детей. При такой политике не остается резерва для выбора. Тем более что абсолютно здоровых детей в России и так лишь 10 процентов.
Вообще успешных детей, завтрашних успешных граждан, воспитывают не только на традиционных школьных уроках. И без дополнительного образования здесь не обойтись.
Анна КОУЗОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16j5/
школаобразованиедети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость