Главное:
219

Пассажиры голосуют за себя

Задохнуться от убытков или научиться зарабатывать? Ярославские муниципальные перевозчики, похоже, предпочитают первый вариант

«Из-за сложного финансового положения мы вынуждены увеличить интервалы движения вне часов пик, – сетует первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Александр Болтовнин. – Растет количество жалоб, особенно на перебои в вечернее время. Если, например, в 2009 году транспортники получили 800 млн. рублей дотаций из местного бюджета, то сейчас – менее 400 млн. Топливо и запчасти дорожают. Зар­плату 4 года не поднимали. В общем, состояние критическое».
Но так ли страшен черт, как его малюют? По признанию Болтовнина, в этом году муниципальным общественным транспортом стали пользоваться на 33 процента пассажиров меньше, чем в прошлом. Многие пересели в маршрутные такси. Там комфортней. Почти весь нынешний частный парк год-два как сошел с конвейера, сменив тесные «Газели» и ветхие «пазики». Интервалы движения такси меньше, чем городских автобусов. В коммерческом секторе на 39 маршрутах работает 617 единиц подвижного состава. В социальном сегменте баланс иной – 59 и 357. Поэтому иного автобуса ждешь не дождешься, а маршрутки бегут одна за другой.
Не в том ли один из секретов успеха их владельцев, что они лучше удовлетворяют спрос? Муниципальный общественный транспорт, как правило, ездит по радиусу «спальный район – центр». Предприимчивые маршрутчики чаще следуют иной стратегии: большинство такси «прошивают» город насквозь, соединяя спальные районы. Естественно, транзитные пассажиры выбирают этот вид транспорта, экономя время и деньги вне зависимости от того, что билет в маршрутке на три рубля дороже. Неужели в мэрии считают, что чем короче плечо перевозок – тем выгоднее, поскольку часть пассажиров вынуждена брать новые билеты при пересадке? Возможно, пока не было альтернативы, такой подход себя оправдывал. Но не сейчас. И все же, потеряв добрую треть клиентов, муниципальные перевозчики пересматривать разработанную десятилетия назад схему движения не спешат. Не потому ли, что видят выход лишь в дотациях и увеличении цены проездных билетов?
Еще в начале апреля мэрия Ярославля обратилась к регулирующим тарифы органам с целью повышения стоимости проезда в общественном транспорте с 12 до 16 рублей. За что была подвергнута жесткой критике со стороны губернатора Сергея Вахрукова, который не раз обращал внимание на то, что организация пассажирских перевозок в областном центре требует принципиально новых подходов. Ведь частники средства на обновление техники находят, несмотря на отсутствие гарантированных вливаний из казны. Значит, и муниципальным транспортникам перекладывать свои проблемы на пассажиров областная власть не позволит.
Заместитель директора областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александр Минькин уточнил:
– Повышение тарифов происходит раз в год. В последний раз билет на проезд в общественном транспорте Ярославля дорожал прошлой осенью. Так что сейчас этот вопрос поднимать бессмысленно по закону.
Но и во втором полугодии возвращению к теме увеличения стоимости проезда явно не будет способствовать предвыборная политическая ситуация. Таким образом, во главу угла встает вопрос о сокращении издержек. Пути решения могут быть различные, например перевод автобусов с резко подорожавшей солярки на газомоторное топливо («ЯР» №14 за 13 апреля «Тормозим или газуем»). Такой «пилотный» проект, в частности, реализуется в ярославском ПАТП-1. Можно также и опыт российской столицы перенять. Мэр Москвы Сергей Собянин, борясь с пробками, выделил для общественного транспорта отдельные полосы, что, кстати, тоже экономит топливо. Для Ярославля со 150 тысячами зарегистрированных частных авто эта тема не менее актуальна, по крайней мере на отдельных участках дорог. Некоторые городские депутаты и чиновники панацеей считают приватизацию пассажирского транспорта, но такой вариант решения может обернуться серьезными проблемами для населения, в первую очередь льготников.
А конкурентная борьба тем временем обостряется. В ближайшие дни мэрия подведет итоги очередного конкурса перевозчиков, пожелавших эксплуатировать маршрутные такси. С каждым, кто получит это право, заключат договор на 5 лет. При выявлении нарушений, таких как разговор водителя по сотовому телефону или обилечивание пассажиров во время движения, посадка и высадка вне остановок, курение в салоне, договор расторгнут. Кроме того, документ предписывает автобусы ежедневно мыть, а экипажам – носить форменную одежду. Кстати, мы увидим ее уже 22 мая, в день финального матча Кубка России по футболу в областном центре.
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16jd/
автоцены

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость