Главное:
379

Попали в молоко

Ярославцы ищут способы защиты от суррогатов и агрессии импорта

Потребление молока в России снизилось по сравнению с советскими временами на 40 процентов. Сегодня это 247 кг на человека в год, а в Европе – 340 кг. Засилье суррогатов с использованием пальмового масла (оно дешевле молока в пять раз!) и агрессивная реклама приносят оборотистым бизнесменам дикие прибыли. Эти факты, озвученные на расширенном областном совещании предприятий молочной отрасли, стали стимулом к выработке противоядия. Долгожданного и крайне необходимого.
Проблемы не новы, но именно сегодня обострились до крайности. Впервые нанесший визит в наши края председатель общероссийского объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко отметил, что производство молока начинает приносить отдачу не раньше, чем через два года.
– К тому же увеличение объемов импорта в Россию, в первую очередь сыров, на 12 процентов в 2010 году привело к тому, что наши сыроделы не способны конкурировать с производителями аналогичной, но субсидируемой зарубежными государствами молочной продукцией и находятся на грани банкротства. Конкуренто­способность этой отрасли по сравнению с другими сферами сельского хозяйства – низкая, она нуждается в гораздо более мощной, чем сейчас, государственной поддержке, – считает московский гость.

Кстати

Алексей ОКЛАДНИКОВ – инициатор создания регионального объединения сельхозтоваропроизводителей «РОСТ», куда вошли хозяйства Рыбинского, Пошехонского, Тутаевского районов и Рыбинский молокозавод.

Но, как часто бывает, плохая ситуация нежданно-негаданно дала шансы ее исправить. И инициаторами предстоит выступить самим производителям, конечно, в соавторстве с властями. Как сообщил Андрей Даниленко, производители намерены увеличить спрос на свою продукцию с помощью федеральной программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов, которую лоббирует «Союзмолоко» при поддержке Минсельхоза России. На этот шаг аграриев подвиг опыт французских коллег, которые с помощью аналогичной программы увеличили потребление данных продуктов в стране в три раза.
– Прямой статьи на реализацию программы в федеральном бюджете нет. Однако, как правило, финансирование таких проектов начинают отраслевые союзы и субъекты Федерации, и только после этого средства выделяют федеральные власти, – пояснил замысел глава «Союзмолоко».
И процитировал недавнее заявление министра сельского хозяйства России Елены Скрынник:
– Данная программа, которая реализуется при поддержке Минсельхоза, крайне важна для повышения спроса на отечественные продукты питания, что в конечном итоге положительно скажется на здоровье наших граждан.
– Государственная поддержка производства молока – критически важный фактор, без которого молочное животноводство не сохранить, – подчеркнул заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий.

Цитата

Андрей Даниленко: – Мы ставим задачу стимулировать потребление кисломолочных продуктов в целом, будь то йогурт, кефир, творог. У россиян есть особая культура потребления таких продуктов, поэтому отечественные товары наиболее точно соответствуют потребностям наших граждан. И, конечно же, нужна защита потребителя от неграмотных решений по покупке продуктов с сомнительным составом. По результатам последнего мониторинга качества молочной продукции в торговых сетях удручающие данные по содержанию растительных жиров тропического происхождения: фальсификата в сливочном масле – 63,3%, сметане – 33,3%, твороге – 60%.

«Расширенным» совещание назвали не ради красного словца. На него приехали руководители сельского хозяйства и председатели аграрных комитетов законодательных органов власти Вологодской, Костромской, Ивановской, Владимирской и Тверской областей. Каждый поделился опытом «сложения сил». В Тверской области работает сеть молокоприемных пунктов, которая управляется сбытовыми кооперативами. А во Владимирской области создается снабженческо?сбытовой кооператив из 22 сельхозпредприятий, они станут поставлять от 10 до 40 тонн молока ежедневно.
Аграрные боссы, понимающие, что можно пропасть по­одиночке, пришли к общей позиции. Ее суть: отраслевые союзы должны объединить 90 процентов сельхозпроизводителей, и часть нынешних распорядительных функций государства – перейти к ним. В том случае, если какие?то хозяйства области не удержали численность поголовья скота, регион не должен лишаться федеральных дотаций.
– Меры поддержки должны быть «привязаны» к производству товарного молока, а не к численности поголовья, поскольку оно зачастую «дутое», – пояснил Андрей Даниленко.
Такие предложения, адресованные «Союзмолоко» (и опосредованно – Минсельхозу РФ), выдвинули участники представительного совещания.
– Есть эффективно действующие союзы птицеводов, свиноводов, такая же форма объединения усилий должна быть и в молочной отрасли, и чем скорее, тем лучше. Ведь при закупочных ценах на молоко в 5 рублей за килограмм хозяйства неизбежно останутся в убытках, а прибыли по?прежнему будут уходить посредникам и торговле. Есть и такой тревожный момент, как двойное взимание налога на добавленную стоимость (НДС): сельхозпроизводители теряют до 10 процентов от оборота за счет некорректной системы налогообложения, – сказал заместитель главы департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Виктор Семакин.
Ценовой перекос, несправедливая оценка труда аграриев – «нерв» проблемы. Решено создать при «Союзмолоко» рабочую группу по определению формулы расчета себестоимости производства молока. По предложению Ярославского областного агропромышленного объединения работодателей (ЯРОАОР)
в состав группы был включен его председатель, депутат областной Думы Алексей Окладников. Ряд членов ЯРОАОР – СПК «Колос», «Некоузский», «Приволжье», «Красный маяк» – активно участвовали в совещании.
«Союзмолоко» объединяет более 3 тысяч хозяйств почти из всех российских регионов, а также из Республики Беларусь. Ярославских – 27, входящих с 2009 года в ЯРОАОР. Такая кооперация уже приносит плоды. Хозяйства добились совместными усилиями установления льготного тарифа на электроэнергию по низкому напряжению (3,52 руб. за киловатт-час). Подписание соглашения между производителями и переработчиками молока установило минимальную рыночную цену килограмма на уровне 11 рублей.
Так что «молочная вертикаль», когда интересы отрасли отстаивает общефедеральный отраслевой союз, не нуждается в рекламе, в отличие от суррогатов из пальмового масла. Нужно лишь быстро и эффективно использовать этот инструмент. А вот продукцию отрасли пиарить надо. Поэтому «Союзмолоко» предложило проводить в каждом регионе ежегодный фестиваль молока.
Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16lb/
фестивальАПК

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость