Главное:
338

Воздушный водолаз

Фигуры высшего пилотажа над Стрелкой зовут ярославцев в небо

Первый во втором 1000-летии областного центра День города плавно клонился к финишу, но в половине шестого вечера публика, прогуливавшаяся по Волжской набережной, как по команде, вскинула взгляды вверх – на звук мотора спортивного Як-52. Штурвал машины держал рыбинский спортсмен Ясави Хазипов – многократный победитель и призер российских и международных соревнований.
После нескольких мастерских кульбитов настала звенящая тишина. Это особый шик пилота – заглушить двигатель. И запустить его по своей воле. На радость замершим было зрителям маневренный Як, как ни в чем не бывало, продолжил воздушные пируэты.
Когда-то над Рыбинском мотор отказал по-настоящему. Но опытный летчик с честью вышел из ситуации.
Как знать, сколько молодых сердец зажгло воздушное шоу, мастерски исполненное директором ЗАО «Подводник», осуществившим свою мечту – взмыть под облака?
Впервые 8-летний Ясави поднялся в небо на самолете Ан-2 (отец, председатель колхоза, договорился с летчиками, работавшими поблизости от родной деревни Битлянгур на опылении полей). Вариантов на тему выбора жизненного пути сразу не осталось – только небо. Но сельский паренек не прошел по конкурсу в Бугурусланское училище летчиков гражданской авиации и попал в элитное подразделение Военно-морского флота – сказалась безукоризненная физическая подготовка. Служил на Северном флоте – под ледовым куполом, в постоянной боевой готовности.
Как всякий подводник, Хазипов освоил водолазное дело. Это пригодилось в мирной жизни. Тем более что в Казани работало предприятие «Гидроспецстрой», куда старшина запаса первой статьи устроился помощником водолаза.
Казанская фирма гремела по всему Союзу. Одна из командировок в Ярославль закончилась романтически – встречей с Татьяной. Девушка не робкого десятка с легким сердцем шагнула за будущим мужем с высоты (он занялся парашютным спортом – прямо в командировке, в ярославском отделении ДОСААФ). Освоила она и водолазное снаряжение. А вскоре Ясави и Татьяна создали семью. И теперь мужу пришлось ездить в командировки по водолазной специальности к себе на родину.
Там ему, уже руководителю предприятия, довелось как-то заводить водолазную технику на лед реки, который в некоторых местах мог нагрузки и не выдержать. Помогли казанские вертолетчики, доставили оборудование по воздуху. Заодно подсказали, как в столице Татарстана получить лицензию пилота легкомоторного самолета.
– У каждого настоящего мужчины должна быть мечта, – полагает Хазипов. – Я в 50 лет сумел стать пилотом сборной страны. В классе самолетов Як-52 мы сохраняем звание чемпионов мира. Хотя в техническом смысле дорабатываем ресурсы СССР, а в кадровом – получаем все меньше талантливых молодых спортсменов. Наш спорт дорогой, он создавался при помощи государства. Но без высшего пилотажа не подготовить ни летчиков для Вооруженных сил, ни кадры гражданской авиации.
А эта тема приобретает сегодня особую актуальность. Благодаря реконструкции аэропорта Туношна Ярославская область становится новыми «воздушными воротами» Центральной России. В числе приоритетов – открытие пассажирского воздушного сообщения с Казанью. Несколько лет назад Хазипов проделал этот маршрут по воздуху на собственном крошечном самолете А-22. Так он пытался наладить авиасообщение между своей главной и новой родиной. С Казанью проблем не возникло – там подобные самолеты принимали. Но в Ярославле условий для А-22 не было. Поблизости лишь в Рыбинске с его аэроклубом имелась полоса для спортивного Як-52. На его штурвал водолаз по профессии и летчик по духу Ясави Хазипов и сменил прежнюю ручку управления. За несколько лет он обеспечил себе место в сборной России по высшему пилотажу. А затем стал чемпионом мира в этом виде спорта.
Первую машину, тот самый А-22, пришлось продать. Хотя идею маршрутного пилотирования он не оставил, но… Все время в воздухе уходит на тренировки – зачем самолету у кромки поля стоять? Ему летать хочется. Правда, эксплуатация частного самолета – дело затратное. Гаишников в небе нет, зато на земле есть диспетчеры, которые берут с пилота за каждый взлет-посадку. Это не касается диспетчеров с «родных» аэродромов ДОСААФ.
К ним Ясави Тагирович прилетает на Як-52.
Возможно, воздушная акробатика аса в День города, организованная им и его коллегами из Рыбинского авиационно-спортивного клуба, включит «мотор» ярославского авиаспорта на полную мощь, а Казань и столицу области свяжет когда-нибудь надежный воздушный мост, впервые проложенный Ясави Хазиповым.
Анатолий КОНОНЕЦ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16lx/
ЯрославльДень городаАкробатика

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость