Главное:
107

Дивизионы просят огня

Машиностроители России выработали стратегию на Ярославской земле

Федеральное правительство ищет новые подходы к машиностроению. «Великое штабное сидение» позади, пора и в окопы наведаться. Инициированное Минпромторгом ярославское выездное заседание экспертной группы машиностроителей, которое состоялось 6 июня в ОАО «Автодизель», – старт полевых исследований. Сами эксперты скромно отозвались о нем как о рабочем моменте. При всем уважении согласиться сложно. От ожидаемых итогов встречи слегка захватывает дух.
После Ярославля будут совещания во Владимире, Нижнем Новгороде, Челябинске – везде, где хоть чуть-чуть пахнет машинным маслом и гарью из литейки. Серия визитов и совещаний, вписанная в министерский план научно-исследовательских работ, продлится от 6 до 8 месяцев. По итогам большого вояжа Москва сделает выводы о том, что такое «ландшафт российского дизелестроения». Такой термин предложил участникам встречи директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов.
Полторы недели назад была принята концепция новой целевой федеральной программы. В казне заложены деньги, которых хватило бы на национальный проект. Программа заработает в 2012 году, и в ней есть подпрограмма по средне- и высокооборотным дизелям. Правительство страны даст регионам рекомендации из тех, что стоит воспринимать как распоряжения. Состоится уточнение центров компетенций: какой регион станет поставщиком автокомпонентов первого уровня, кому стоит приглашать иностранных инвесторов, а кто пока годится только в субподрядчики. Речь идет не только о возможности получить денежную поддержку от государства. Оно же уже подписало соглашение со 185 зарубежными компаниями, желающими принести на наш рынок доллары и евро. Министерство создаст базу потребителей двигателей и сможет регулировать спрос. После масштабных исследований конструкторских, научных, девелоперских возможностей наверху решат: где строить государственные научные центры, концентрировать не только денежный, но и интеллектуальный капитал (который неизбежно приведет за собой и деньги).
Одним словом, Москва устала от склок российских концернов-конкурентов, заводов-конкурентов, регионов-конкурентов. Дублируются функции, распыляются ресурсы, кто-то кому-то вставляет палки в колеса…
Ярославское совещание стало началом общего примирения всех машиностроителей России, разумеется, в рамках единой и внятной стратегии развития. Мириться действительно пора, остроту проблемы показало жесткое и откровенное выступление губернатора.
– Ярославская область – один из важнейших центров дизелестроения в Российской Федерации, – сказал Сергей Вахруков. – Она им была, и она им останется. Пора решить вопросы реструктуризации, разграничения ответственности и компетенций производителей дизельных двигателей. У ряда производителей есть свои, понятные, интересы. Каждый отстаивает собственные взгляды на развитие и перспективы дизельного производства. Некоторые процессы вокруг стройплощадки завода по производству 530-х двигателей заставляют нас часто вмешиваться в ход реализации этого проекта. Желание разместить у себя новое литейное производство есть у КамАЗа, есть и у «Группы ГАЗ». Есть оно и у нас, и не только оно, но и подготовленная площадка. Рынок все равно останется конкурентным, но разработать общую стратегию развития необходимо.
Добавим: тот факт, что острая конкуренция развернулась именно вокруг проектов, над которыми Ярославская область работает давно и системно, вызывает гордость – похоже, огонь здесь не гаснет, в правильном ключе развиваемся. Наши предприятия топливной и дизельной аппаратуры – неотъемлемая часть самых солидных российских отраслевых дивизионов. Кластер автокомпонентов у нас есть, научно-конструкторский потенциал сохранен, площадки для инвесторов – на выбор, кредиты тратим строго на дело.
Убедиться в этом гости из министерства могли на строящемся заводе 530-х двигателей, а машиностроители и потенциальные инвесторы – в цехах «Автодизеля», где им дали возможность осмотреть все, что интересно, и задать любые вопросы. И ответы получены.

Мнение Владимира РУДЕНКО, начальника управления стратегического анализа ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ»:Ярославль и «Автодизель» для выездного заседания выбраны, во-первых, потому, что наша область – один из развитых промышленных регионов и лидер отечественного двигателестроения. Во-вторых, ОАО «Автодизель» – признанный центр компетенции в дизелестроении. Новые проекты, реализуемые на «Автодизеле», являются отличным тому подтверждением. Именно специалисты «Автодизеля» готовят спортивные двигатели для 10-кратного победителя ралли «Дакар» – команды «КамАЗ-Мастер». Практически все конструкторские разработки в отечественном дизелестроении за 40 лет имеют ярославские корни. В создании двигательного производства в Набережных Челнах активное участие принимали специалисты Ярославского моторного завода, а в основе 740-го двигателя КамАЗ лежит известная модель двигателя ЯМЗ.
Это не исключает возможности создания в России конкурирующего с ярославцами центра по разработке дизелей. Но экономические условия таковы, что вложения в такой проект не окупятся: 95% рынка дизельных двигателей в РФ принадлежит «Группе ГАЗ» в лице «Автодизеля» и КамАЗу.
Создать современный двигатель, эффективно организовать его производство – это длительный и сложный процесс. Даже знаменитая ярославская школа дизелестроения уже не обладает всей полнотой компетенций для самостоятельного создания высокотехнологичных двигателей, способных конкурировать с продукцией мировых производителей. Поэтому мы привлекаем к сотрудничеству мировые инжиниринговые компании.
Однако национальная школа дизелестроения есть только у нас. В том числе производственная площадка нового семейства ярославских двигателей ЯМЗ-530. И это третья причина выбора места встречи.
Мы заинтересованы в том, чтобы производители комплектующих, в первую очередь зарубежные, приходили в Россию. Ярославская область сделала для этого очень много.
Алексей ВАВИЛОВ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16mg/
школа

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость