Главное:
848

Имени Мичурина

Одно из старейших садоводческих товариществ Ярославля разменяло шестой десяток

– Я специально документы поднимал – все те, что сохранились, почему-то относятся к семидесятым годам прошлого века. Но я, как старожил, совершенно точно могу утверждать: сады появились на нашем острове гораздо раньше, примерно году в 1952, – рассказывает очевидец становления садоводческого некоммерческого товарищества им. Мичурина Лев Макаров.

Волжский Шанхай

Это товарищество, которое первым появилось на Верхнем острове, организовал для своих рабочих шинный завод. Предприятие пошло навстречу массовым пожеланиям трудящихся и обеспечило им подспорье в хозяйстве.

– Теперь уже мало кто помнит, что наше СНТ возникло именно как садовое. В 1950-х годах выращивать здесь овощи категорически запрещалось. Только плодовые деревья и цветы. Вот почему и сейчас на каждом участке полно старых деревьев. Например, на моих пяти сотках было аж 15 доживающих свой век, покосившихся от времени яблонь. Конечно, дачники помоложе и поэнергичнее от такого наследия уже избавились. Традиционные для российских огородов огурцы с помидорами появились у нас только в шестидесятых годах прошлого века, – вспоминает Лев Дмитриевич.

Он признается, что сложнее всего было начинать с нуля, когда еще не было ни водопровода, ни электричества, – эти блага цивилизации появились тоже только в 1960-х годах. Приходилось своими силами целину поднимать, обустраивать немудреный дачный быт. Но трудности людей не пугали, потому что желание заниматься землей и отдыхать на природе было огромным. Первые участки появились на самом полуострове, больше известном как Верхний остров, а уже потом садоводство разрослось вширь, до Долматова.

– Потихоньку все стало налаживаться, появились на участках первые постройки. В те далекие времена это были даже не домики, а сарайки. И называли в шутку такие трущобы Шанхай. Достать строительные материалы тогда было очень сложно, да порой и не на что, поэтому мы использовали все, что под руку попадется. Когда я свой старый дом разбирал, сам удивлялся, сколько там ящиков, каких-то плиток, дощечек. А тогда об этом не думали, главное, чтобы крыша была над головой, где и отдохнуть можно, а летом даже ночевать. Тем более вода есть, свет есть – что еще надо? – улыбается заслуженный «мичуринец».

Он с ностальгией вспоминает, как дружно жили тогда соседи – собирались вечерами, пили чай, жгли костры, пели песни. И хотя дачного воровства в таких масштабах, как сейчас, и в помине не было, но когда созревал урожай, на общем собрании составляли график ночных дежурств.

– Каждый садовод был обязан в определенный день отдежурить с 10 часов вечера до шести утра, обойти все дорожки. Обычно собирались целыми семьями, и это мероприятие скорее напоминало увлекательный поход, чем обременительную обязанность. А сейчас отношения в садоводстве изменились и, увы, не в лучшую сторону. Шинный завод к нам теперь никакого отношения не имеет, многие участки оформлены в собственность, а их владельцы держатся каждый сам по себе, – с сожалением говорит Лев Дмитриевич.

Вот такой подарок

За полувековую историю в этом садоводстве сменилось всего три председателя. Сейчас товарищество возглавляет Николай Майков. О начале своего председательства он сегодня вспоминает с иронией.

– Дачу здесь я купил в конце девяностых годов прошлого века. Местные бабушки быстро прознали, что руки у меня растут откуда надо. Так и пошло – то одному поможешь, то другому. А однажды пришли ко мне из правления и попросили стать председателем. Но я же тогда не знал, что это такое. Думал, просто буду хозяйственными делами заниматься, и согласился на свою голову. Выбрали меня как раз в день моего рождения – 27 февраля 2005 года. В правлении в основном пенсионеры – никто же не хочет с соседями враждовать. А я теперь враг номер один для тех, кто ворует электричество, мусорит, устанавливает самовольные постройки и пытается передвигать заборы, чтобы хоть на несколько метров увеличить свой участок, – объясняет Николай Михайлович.

Бывший военный, прошедший Афган, он очень быстро понял, что и в садоводстве ему придется рассчитывать только на себя. А проблем в товариществе к тому времени накопился вагон и маленькая тележка. Взять хотя бы линии электропередачи. За пятьдесят лет даже металл, из которого сделаны провода, в негодность пришел, что уж говорить о деревянных столбах – их каждый год Николай Майков меняет порядка шестидесяти. Какие уже окончательно отжили свой век, а какие еще пару лет простоят – определяет лично.

Вторая беда – сгнившие водопроводные трубы. В 1960-х годах о пластиковых еще знать не знали, а металлические закапывали прямо в землю, без утеплителя. Поэтому разрывы – дело не такое уж тут и редкое, да и время свое берет. Конечно, было бы здорово взять и сменить все трубы разом, но собрать такие деньги с пенсионеров абсолютно нереально. Вот и приходится латать дыры.

Когда Николай Михайлович только приступил к своим обязанностям, крепко задумался о необходимости регистрации участков.

– Наше садоводство находится в черте города, прилегает к Волге, а значит, место весьма заманчивое. Вот представил я, как в глаза бабушкам посмотрю, если у них любимый огород кто-то отнимет, и тут же решил провести межевание и регистрацию земель. Нашел фирму. Вышло, что для оплаты ее услуг надо собрать по 100 рублей с сотки. В основном участки у нас небольшие, 5 – 6 соток, есть даже меньше. Они общее межевание нам провели, документы подготовили, я с ними рассчитался как полагается.

Стал подавать документы на регистрацию, а у меня не принимают. Оказалось, что по документам в пятидесятые годы прошлого века шинному заводу выделили 73 гектара. Рядом раньше был колхоз, который потом пришел в запустение. И некоторые дачники стали потихонечку там прихватывать себе наделы. А бывший председатель их в состав садоводства вводил, книжки выдавал, хотя права так делать не имел.

Вот и вышло, что сейчас вместо 73 гектаров стало более 76. Стали разбираться. Юридически эти участки никто отобрать не может. Мне в официальных инстанциях заявили: пока каждый участок не зарегистрируешь, мы общую регистрацию проводить не будем. Через год среди садоводов стали ходить разговоры: председатель на межевание собрал, а ничего не делается. Наверное, украл, – возмущается Майков.

Свои предположения члены товарищества решили подкрепить заявлениями в КРУ и УБЭП. Но многочисленные проверки только доказали невиновность Николая Михайловича. А решение, как узаконить садоводство на бумаге, пришло само собой в лице молодой сотрудницы земельного комитета. Именно она подсказала председателю, что надо зарегистрировать земли общего пользования – сами дорожки, а уже к ним начать привязывать конкретные участки.

– На это у меня ушел примерно месяц, но хоть дело сдвинулось с мертвой точки. Теперь на земли общего пользования у нас есть пять свидетельств, подписанных мэром Ярославля. А это уже серьезно, – улыбается председатель.

История садоводческого товарищества имени Мичурина продолжается…

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1aqo/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость