Главное:
339

Круглосуточный дозор

В 5‑м пограничном учебном центре ФСБ России, что в Борисоглебском районе, предотвратили страшный теракт

Боевики собирались захватить детский сад. Преступники так обнаглели, что прорвались на территорию части открыто, на БТР. Выстрелы, оглушающий грохот – завязалась настоящая битва.

Наши среагировали быстро. Навстречу негодяям тут же выдвинулись машины пограничников, следом – защитники с автоматами наперевес. Через несколько минут из вражеского БТР валил дым, враг был повержен. За всем этим действом спасенные малыши наблюдали с необыкновенным спокойствием и любопытством.

Нет, дело не в том, что, насмотревшись телевизионных передач и наигравшись в компьютер, ребятишки совсем потеряли страх. Просто видеть тяжелую технику, людей в форме и с оружием им приходится каждый день. А в профессиональный праздник по­граничников в учебном центре ФСБ для семей военных и прочих гостей вообще устроили настоящий экшн. Спасение заложников и предотвращение терактов, автоматная очередь и взрывы гранат – аплодируя театру, который развернулся прямо на стадионе, многие военные вспоминали свои реальные операции. Тогда им было не до игр, и об аплодисментах они не думали.

Дмитрий Судовский не только свою жизнь каждый день подвергал опасности в Ингушетии, но и… жену с собой брал. А что делать, если жена тоже по­граничник?

– Мы с Людой с детского сада вместе, – улыбается майор. – Потом за одной партой сидели, а на 4‑м курсе калининградского института поженились. Всегда быть вместе: и в горе, и в радости – это точно про нас!

Когда в 2005 году Судов­ские получили распределение в Ингушетию, толком не представляли, что их там ждет. Элементарная поездка из дома до места работы уже была риском для жизни.

– Когда Дима уезжал на саму границу на 2 – 3 недели, где не было связи, я себе места не находила, – вспоминает сержант Судовская. – Как только появлялась возможность, телефон из рук не выпускала, каждые 15 минут звонила.

Люда решила: лучше уж вместе подвергаться опасно­сти, чем раз за разом представлять, что могло произойти. И стала ездить на задания вместе с мужем.

– Шла партизанская война, мы жили с ожиданием удара в спину, – вспоминает Дмитрий. – Наши колонны обстреливали постоянно. Во время одного из таких нападений погибли два наших товарища. Они ехали в машине впереди, неожиданно громыхнула автоматная очередь. За секунды все было кончено. Мы с женой стали вытаскивать раненых, пытались оказать им первую помощь, но оба лейтенанта погибли.

Посмертно офицеры получили ордена Мужества. Судовский же за 3 года опасной службы на Кавказе никаких наград не заслужил. На этот счет горько шутит: мол, пограничников часто признание находит только после гибели, так что все к лучшему.

– Однажды меня представляли к медали Жукова, но из Москвы пришла лишь грамота. Я был старшим колонны, которая ехала из Владикавказа в Назрань. Наши саперы не успели проверить весь город, не заметили пакет, висящий на дереве около школы, – рассказывает майор, – раздался взрыв. Как мы потом узнали, там было 7 килограммов тротила. Чудом никто не погиб, но 29 человек были ранены.

Хотя Дмитрий и сам был контужен, пришлось реагировать моментально. Изменить маршрут движения, организовать людей:

– Водитель, с которым мы ехали, был совсем молодым, испугался и бросил руль на полном ходу. Пришлось левой рукой управлять, ногой жать на педаль.

Только переведясь спустя три года в более спокойное место, молодая пара смогла задуматься о детях. А сегодня пограничники уже ждут второго.

– Лишь теперь стала понимать, насколько опасно там было, – рассуждает Людмила. – Но пока мы с Димой вместе, нам ничего не страшно.

А вот капитан Дычковский, обладатель ордена Мужества, семейную жизнь и военное дело категорически не смешивает. Проходя в 2008 году службу в Южной Осетии, о том, чтобы жениться и завести детей, даже не думал – не мог себе позволить.

– Я становился свидетелем трагедий, когда отец семейства погибал, и мать с детьми оставались буквально брошенными на произвол судьбы, – вздыхает Александр. – Только товарищи мужа приходили на помощь.

Направляясь на операцию по освобождению Цхинвала, которая позже принесла командиру роты орден, Дычковский испытывал страх.

– Навстречу нам шли обессиленные беженцы, везли убитых и раненых, – вспоминает капитан. – У любого нормального человека сердце дрогнет. Но как только прибыли на место, всякий страх отступил. Его просто убираешь в сторону и выполняешь свой долг. Мы ведь знали, на что шли.

Рота Дычковского вытесняла противника все дальше из города, проводила зачистку, чтобы идущие следом тыловые части эвакуировали жителей из подвалов, оказывали медицинскую и психологическую помощь.

Как и любые военные, пограничники неохотно рассказывают о том, что пришлось пережить, о тех, кого довелось потерять. «Мы знали, на что шли», – часто повторяют они. Получил ты награду или твой подвиг прошел незамеченным – без истинного мужества на границе делать нечего.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1aqv/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость