Главное:

Связь времен

Рыбинская «оборонка» переходит в наступление

– Что же вы, Владимир Вячеславович, заболели?

– Простудился, Михаил Владимирович. За всю жизнь два раза на больничном был.

– А я вообще ни разу. Некогда, сами понимаете.

Владимир Пелевин – руководитель производственной службы 190-го центрального ремонтного завода средств связи. Коренной рыбинец, на предприятие он пришел радиомехаником в 1975-м. Михаил Рогов приехал сюда в октябре прошлого года из столицы. До этого менеджер и юрист в одном лице успешно тянул из болота завод по производству ПЭТ-преформ, полимерных колпачков и ручек в Ростове-на-Дону, дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт в Москве. Опыт кризисного управляющего пригодился и в городе на Волге – предприятие, на котором буквально несколько месяцев назад можно было поставить жирный крест, мало-помалу возвращается к жизни.

– Вот здесь могли бы поместиться 42 «Урала»! Когда я увидел, что помещение практически пустует, мне аж плохо стало, – Рогов окидывает взглядом сохранившиеся на бескрайнем просторе очаги жизни.

Пару армейских грузовиков с радиостанциями на борту уже привели в порядок «от» и «до» – раньше технику привозили на капремонт даже с Камчатки. Многофункциональные бытовые модули предстоит укомплектовать средствами связи и отправить в Чечню. В стороне представители компании-арендатора чинят дорожный каток, чуть поодаль «стоит на якоре» ржавая яхта – местный мореплаватель надеется дать посудине вторую жизнь.

Черная полоса в новейшей истории предприятия началась в 2009 году. В самые сытые времена объем оборонзаказа, по словам нового руководителя, превышал 400 миллионов рублей в год. А в разгар мирового экономического кризиса сократился до 30 миллионов. Что и говорить – цехи простаивали, а почти из пятисот работников больше половины оказались на улице.

– А теперь попробуй найти хороших специалистов. У нас ведь не конвейер. В одном изделии несколько поломок может быть, и чтобы каждую устранить, надо думать, – объясняет специфику профессии Владимир Пелевин. – Недавно приняли стажеров. Из тридцати половина уже отсеялись. Узнали, почем фунт лиха.

А начальник ОТК Алексей Казанин вспоминает, что хуже было только после развала СССР:

– В 98-м восемь месяцев зарплату не платили! Я на железной дороге снег разгребал. А в продуктовом магазине на территории завода хлеб в долг покупал. Что греха таить – хотел уволиться. Но идти было некуда.

Когда старожилы укрепились в мысли, что «конец связи» неминуем, армия вспомнила о предприятии. Теперь оно входит в состав ОАО «Воентелеком» – телекоммуникационного холдинга, образованного приказом Минобороны в 2009 году.

В апреле завод получил заказ на сервисное обслуживание и ремонт средств связи в 16 воинских частях. Они разбросаны по всей территории ЦФО.

– Мы сформировали выездные бригады по пять человек в каждой. Часто ездят в командировки дизелисты, инженеры, радиомеханики пятого и шестого разрядов, – рассказывает Михаил Рогов. – А если в воинской части используется засекречивающая и шифровальная аппаратура связи, к ним присоединяются специалисты со второй формой допуска к гостайне. Всего их три. Так что все серьезно.

По федеральной целевой программе Минобороны предприятие уже получило 30 миллионов рублей – их целиком потратят на приобретение оборудования для работы в полевых условиях. Новые «Газели» для выездных бригад нужно оснастить паяльными станциями, осциллографами, частотомерами да и теми же ноутбуками. Вся техническая документация хранится в электронном архиве. А значит, в любой точке маршрута можно выйти в интернет и посмотреть нужную схему.

– Мы погасили все долги, – заверил Рогов. – Хотя вначале было совсем туго, зарплату за ноябрь выдали только в январе.

Непрофильные активы, доставшиеся с советских лет, больше не висят на балансе мертвым грузом.

– База отдыха, баня, гостиница, кафе, магазин, ресторан – все они были убыточными, – отметил управляющий. – А сейчас если и не приносят особой прибыли, то хотя бы выходят на самоокупаемость.

До конца года, по планам Рогова, завод должен дать прибыль около двухсот миллионов рублей. По идее годовой оборот может вырасти и до миллиарда. Но для этого надо трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Радиомеханики, прошедшие огонь, воду и медные трубы, работы не боятся. Владимиру Бородину довелось применять свои знания и умения даже в самые неспокойные для страны времена. В начале нулевых он не раз ездил в командировку в Чечню. В Ханкале в режиме нон-стоп приводил в чувство вышедшую из строя технику – ее привозили со всей округи на вертолетах.

– Родственники места себе не находили, а мы даже не могли лишний раз домой позвонить – сотовых тогда ведь не было! – разводит руками Бородин.

И вспоминает своего коллегу Николая Ракова, который выполнил профессиональный долг ценой жизни:

– Шла война в Афганистане. В какой-то момент Николай неосторожно высунулся из окопа. Тут его и подстрелил снайпер.

На смену войне приходит мир, предприятия «оборонки» то еле-еле сводят концы с концами, то идут в гору. Но во все времена связь считалась нервом армии и успех дела зависел не только от тех, кто совершал подвиг на поле боя, но и от тех, кто работал в заводском цехе.

Кстати

Центральная ремонтно-производственная база связи была сформирована в Рыбинске в соответствии с директивой Генштаба Красной армии в 1944 году. Как ни удивительно, там, где сейчас чинят технику для Вооруженных сил, в начале прошлого века находился государственный винный склад. Бондарка, лавка для продажи денатурата, погреб для горючих веществ, посудный сарай, тоннель для труб со спиртом – в музее 190-го центрального ремонтного завода средств связи сохранился план территории склада.

Первое упоминание о нем встречается в «Иллюстрированном Рыбинском календаре на 1902 год»: «Из уездных городов Ярославской губернии такой склад существует лишь в Рыбинске и оборудован в расчете на производительность вина в 400 тысяч ведер в год, то есть на 200 тысяч меньше сравнительно с таким же складом в г. Ярославле, устроенном на производительность в 600 тысяч ведер».

Однако во время революции «дом Бахуса» стал объектом посягательства любителей легкой наживы. 6 декабря 1917 года агрессивно настроенная толпа бревном проломила ворота. Начался погром, а затем и пожар. Потушить пламя удалось лишь в полдень 8 декабря. По общему мнению городских властей, большая часть помещений была разрушена и не подлежала восстановлению.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1dmb/
ремонтуборка снега

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость