Главное:
461

Судьбу свою «поставил на крыло»

Ярославль, давший стране целую плеяду героев, достоин присвоения звания «Город воинской славы»

Сопредседатель координационного совета при губернаторе Ярославской области по делам ветеранов войны и боевых действий, председатель городского совета ветеранов, заслуженный летчик России, летчик-снайпер, участник боевых действий в Афганистане и Чечне Сергей Самарин вот уже 13 лет как вышел в отставку с воинской службы. Он переехал в Ярославль и вошел в руководящий состав областной организации ветеранов Вооруженных сил. Последние два года Сергей Николаевич вместе с городским советом ветеранов активно выступает в поддержку общественной инициативы присвоить Ярославлю высокое звание «Город воинской славы».

– Как военный летчик, выпускник нашего Ярославского аэроклуба ДОСААФ, приведу лишь один пример, свидетельствующий о славной героической истории нашего города, – горячо говорит Сергей Николаевич. – Ярославский аэроклуб воспитал 15 Героев Советского Союза, которые получили это высокое звание в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года прекратил свое существование как аэроклуб, так как целая эскадрилья летного и технического состава была отправлена на фронт. Только один этот факт свидетельствует о том, что Ярославль достоин называться городом воинской славы.

Сделано в ДОСААФ

Сергей Николаевич – коренной ярославец. Родился он 22 июля 1943 года. Окончил 10 классов средней школы №36. В девятом классе буквально «заболел» небом и сутки напролет пропадал в авиационном кружке при школе.

– В аэроклуб я записался лишь в 1961 году. Именно в то время у всей молодежи был пик интереса к небу, к авиации, ведь в апреле того года Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. И все мы знали и гордились тем, что его воспитал наш ДОСААФ, – рассказывает Сергей Николаевич.

Однако окончив школу, Сергей решил получить профессию, которая бы его смогла «прокормить», и по совету родителей пошел работать на Ярославский моторный завод в экспериментальный цех. Но юношеская мечта не давала ему покоя. И в 1963 году Сергей Самарин подал документы в Сызранское высшее военное авиационное училище. К этому времени в его послужном списке было 3 прыжка с парашютом и 95 налетанных часов на самолете Як-18. Сергей успешно сдает экзамены и становится курсантом-летчиком.

Аэродинамика, навигация, тактика, конструкция и эксплуатация авиационной техники… Эти предметы в обычном вузе не встретишь. Курсанты же Сызранского летного училища с этими науками общались на ты. Разобравшегося с законами физики и аэродинамики курсанта Сергея Самарина допустили за штурвал.

Сохранить летный состав!

Серьезной проверкой на мужество и профессиональную зрелость стала для Сергея Самарина война в Афганистане, где ему пришлось повоевать не один год.

– В конце июня 1982 года я прилетел в Ташкент на должность начальника отдела армейской авиации 73-й воздушной армии. Война в Афганистане к этому времени шла уже третий год. Для летчиков-вертолетчиков было ясно, что рано или поздно все пройдут через эту войну. И тот, кто хотел по-настоящему получить боевой опыт, даже рвался в бой. Не на полигоне пустить одну или две неуправляемые ракеты С-5 и сбросить одну практическую бомбу П-50, а выпустить оба блока и сбросить боевые «сотки» на душманов. Знания, полученные в училище, опыт руководства подразделением или полком в мирных условиях – это хорошо, но когда воплощаешь эти знания и опыт в тяжелых боевых условиях, то и сам себя оцениваешь, и начальники тебя оценивают совершенно по-иному, – вспоминает военное прошлое Сергей Николаевич.

Во время войны в Афганистане Сергею Самарину, командиру полка, не раз приходилось буквально литрами считать керосин и поштучно – неуправляемые снаряды и патроны к пушкам и пулеметам. Чтобы выжить самому и не погубить вверенный ему летный состав, Самарин эту летную «бухгалтерию» освоил на «отлично».

– За время моей службы в Афганистане, где я находился практически до вывода советских войск, в военной практике многое изменилось в лучшую сторону. Бронеплиты защищали кабину летчиков от пуль и осколков, топливные баки заполнялись противовзрывным и противопожарным составом. Вертолеты с предельно малых высот перешли к действиям с высот 1500 м и выше над рельефом, летчики начали выходить в темное время суток, используя приборы ночного видения и осветительные средства поражения, – делится пережитым ветеран.

В 1993 году Сергей Самарин получил приказ лететь в Чечню. И снова военные вылеты, воздушные атаки, бомбардировки, обучение молодого поколения азам летного искусства и без отрыва от производства учеба в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

Уже потом Сергей Самарин примет участие в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах и острове Сахалин. На протяжении многих дней Сергей Николаевич как начальник авиации Дальневосточного округа будет находиться на передовой в районе бедствия, осуществляя вывоз раненых и пострадавших людей. И, как всегда, задание будет выполнено, помощь оказана, медикаменты и провизия доставлены, а главное – сохранен летный состав!

Окрылить мечтой

– Конечно, патриотами не рождаются, – считает Сергей Николаевич. – Развивать патриотизм надо на достойных примерах. Почти в каждой школе есть если не музей ветеранов ВОВ, то хотя бы экспозиция. Есть мемориальные доски афганцев, учившихся в школе. Вот на этих примерах и идет сегодня воспитание наших детей и внуков. Патриотизм прививается и в спортивных клубах. Только они должны быть доступны сегодняшним подросткам. Смотрите, когда я сам начинал заниматься в аэроклубе, была единая государственная политика.

ДОСААФ безвозмездно выделялись топливо, самолеты, вертолеты, оплачивался их ремонт и труд инструкторов, вовремя обновлялась учебная база. Со второго года обучения нас целенаправленно готовили для поступления в военный вуз. Сейчас клуб за все платит сам, занятия опять же недешевые. Хотя есть и положительные сдвиги, помощь тоже имеется. Так, в прошлом году правительство Ярославской области на капитальный ремонт самолета Ан-2 выделило 2 миллиона рублей, в этом – 2,6 миллиона рублей на вторую крылатую машину. Чтобы воссоздать когда-то великий аэроклуб, сюда пришел ее бывший воспитанник Сергей Дерепко. Сегодня здесь готовы обучать всех желающих летному делу. Главная же цель – привлечь в авиационный спорт молодежь. И дать ей там закрепиться!

Справка «ЯР»

Сергей Самарин – заслуженный военный летчик РФ, награжден орденами: Красной Звезды (указ ПВС от 30.07.1980), «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени (указ ПВС от 07.03.1989), Красного Знамени Республики Афганистан, летчик-снайпер. Член Общественной палаты Ярославской области.

Сопредседатель координационного совета при губернаторе области по делам ветеранов войны и боевых действий.

Из представления к присвоению звания «Заслуженный военный летчик Российской Федерации»:

«Генерал-майор Самарин С.Н. в совершенстве освоил самолет ЯК-18, вертолеты МИ-1, МИ-2, МИ-4, МИ-6, МИ-8, МИ-10, МИ-24 всех модификаций. Имеет общий налет 5000 часов.

В ходе спецкомандировки в Чеченской Республике совершил 14 боевых вылетов на боевое применение по уничтожению бандформирований в районах н.п. Аргун, Ведено, Шатой, Шали, Урус-Мартан...».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1ipb/
Ярославльремонтмузей

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость