Главное:
Ярославские волонтеры, вернувшиеся из Крымска: «На вопрос, что нужно, нам отвечали: «Веревку и мыло»

Ярославские волонтеры, вернувшиеся из Крымска: «На вопрос, что нужно, нам отвечали: «Веревку и мыло»

Тимур Бикбулатов

Четверо ярославских ребят неделю помогали жителям затопленных районов

Трагедия в Крымске потрясла всю страну. Десятки тысяч людей со всей страны откликнулись на призывы о помощи. Ярославцы не стали исключением – в пункты сбора денег и гуманитарной помощи в первые дни даже выстраивались очереди. Но возникла проблема – ее ведь нужно еще и доставить. И тут начались первые чудеса - ярославский бизнесмен Александр Кочнев предоставил шеститонную фуру и предложил ее одной политической партии, больше всех пиарящей свое участие в помощи. Но получил ответ: «В Ваших услугах не нуждаемся». И тогда решил – поеду сам. Бросил клич через Интернет – кто со мной? И тут же нашел еще троих единомышленников – риэлтора Виктора Корчминского, бывшего десантника Дмитрия Бучина и известного ярославского рок-музыканта Захара Потемкина (группа «Неизвестная земля», музыка к фильму «Молодой волкодав»).

- Сразу после объявления о трагедии понял – я там нужен, - рассказывает Виктор Корчминский. - Списался с Александром и через два часа уже был готов. Мы под завязку загрузили «гуманитарку» и 13 июля уже были в Крымске.

Вывоз обломков зданий.

Фото: Захар ПОТЕМКИН

Ребята ожидали многого, но на месте трагедии испытали шок.

- Первое, что мгновенно сразило – это запах, - продолжает волонтер. – Страшный запах гниения. Вроде, прошла неделя, но на нас тут же надели респираторы. Вода еще не ушла – улицы были сырыми, все занесено илом, уровень которого доходил до метра.

Казаки сразу определи им место жительства и фронт работ.

- В этой ситуации казаки сработали лучше всех. Первый организованный отряд в Крымске появился во втором часу ночи, - рассказал Виктор. – А спасатели добрались туда только в восемь утра.

Станица Нижнебаканская (куда и определили ребят), как и поселок Верхний Адыгум, пострадали больше Крымска. Во-первых, волна шла через них. А во-вторых, они находятся в самой низине (Крымск находится на двух уровнях, и верх стихия не тронула). Вот там-то и работали ярославцы - раздавали гуманитарную помощи.

- Никогда не думал, что это тяжелая работа – и морально, и физически, - вспоминает Корчминский. – Фуры шли потоком, а разгружать тяжелые ящики нам, раздавать - нам, развозить по домам тем, кто не может прийти, - нам. Приходилось ночью закрывать пункт – просто валились с ног.

Захар Потемкин (слева) и Виктор Корчминский.

Фото: Захар ПОТЕМКИН

Местные, узнав, что ребята из Ярославля, плакали: «Вы за две тысячи километров приехали нам помогать… Да хранит вас Господь».

Наибольшим спросом пользовались еда, резиновые сапоги, надувные матрацы, белье, средства личной гигиены, электрические фонари. Но главный дефицит – вода. Шесть тонн воды хватало на час-два. Разбирали мгновенно.

- Жалко было людей… У одной семьи с шестью детьми не осталось ничего. У другого хозяина было 106 кур. «Где они теперь?» - спрашиваем. А он берет лопату, вонзает ее в ил, переворачивает, а там мертвые гниющие тушки. Люди живут в домах без стен.

Тут, конечно пострадавшим нужна была не только гуманитарная помощь, но и психологическая поддержка. Люди просто раздавлены.

- Я никогда не забуду, как мы приехали с помощью к одному мужчине. Спрашиваем: «Вам что-нибудь нужно?». Он отвечает: «Веревка и мыло». Оказывается, он только-только полностью оправился от наводнения в 2002 году.

Разрушенная станица.

Фото: Захар ПОТЕМКИН

Но не все обходилось гладко. Приезжали люди из непострадавших станиц и пыталось на халяву затариться дефицитом. Они не брали, что попало, а ковырялись, как на рынке. Таких приходилось резко отсекать, иногда при помощи казаков и полиции.

- Как-то прибежал местный житель и сообщил, что склад вскрывают. Мы рванули туда и задержали мужчину, таскавшего продукты. Так он на нас еще и наехал. Орал, что мы зажали еду, а у него дома шаром покати. Мы приехали к нему домой и ахнули – одна комната дома (потолки - три с половиной метра) до верху забита «гуманитаркой». Нас еле оттащили казаки, чтобы мы ему морду не набили.

Приезжали и местные бандиты: «Слушай, братан, ты нам то-то и то-то организуй. За нами не заржавеет». Таких просто грубо посылали.

Один житель, которому мешали мародерствовать, заявил в администрацию, что волонтеры только пьянствуют и воруют. Все тут же собрались – уедем. Так глава администрации чуть ли не со слезами умолял остаться. Больше того мужчину не видели.

- Ощущение, что волна прошлась и по нам, не покидало ни на минуту. Зашли на автовокзал – потолки чуть ли не четыре метра, так по отметинам видно, что вода не доходила да потолка всего на 20 см. Местный стадион превратился в озеро. На церкви снесло все купола, кроме алтарного.

Но больше всего убивал цинизм некоторых чиновников.

- Меня предупреждали, чтобы ничего не рассказывал и ничего не фотографировал. Вот сообщили, что всем пострадавшим выдадут по 10 тысяч. Так с них брали подоходный налог 13%!Я был в шоке.

Провожали ребят домой со слезами благодарности.

- У меня сотовый забит местными телефонами. Приглашают отдохнуть с семьями - на следующий год, когда отстроятся. Обязательно поедем.

http://yar.kp.ru/daily/25923.5/2874855/

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1lil/
музыка

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость