Главное:

Куда ставить?

Чем больше ответов, тем больше вопросов по поводу установки счетчиков на воду

Приказ Минрегиона РФ №627 позволяет жильцам домов, не приспособленных для установки общедомовых приборов учета, повременить с этой процедурой.

Акт доверь «дяде», а сам иди… куда?

Как следует из текста приказа, те дома, в которых нет технической возможности установки общедомовых приборов учета (к примеру, затоплен подвал или теплоузел не может быть подвергнут реконструкции) или существует вертикальная разводка теплоносителя, могут не устанавливать приборы учета в сроки, определенные 261-ФЗ об энергосбережении. При этом дается механизм того, как установить отсутствие этой возможности. А вот что делать после ее установления – тут пока приходится долго и упорно разбираться. С одной стороны, дело вроде бы нехитрое. Приглашаем для оценки состояния теплосетей любого эксперта, заполняем прилагающийся к приказу акт и… Куда с этой бумагой податься – совершенно непонятно.

Как пояснили в ТГК-2 (напомним, что именно поставщики энергоресурсов должны устанавливать приборы общедомового учета в том случае, если собственники дома не приняли иного решения): «…ни в приказе №627, ни в иных нормативных актах РФ не установлены специальные требования к лицам, уполномоченным осуществлять обследование инженерных систем на предмет установления факта наличия или отсутствия технической возможности монтажа прибора учета. Единственным предъявляемым требованием является то, что эти работы должны проводиться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (приложение №2 к приказу №627).

Проведение таких обследований не отнесено Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании» к перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Таким образом, работы по обследованию инженерных систем на предмет установления наличия (отсутствия) технической установки прибора учета могут быть проведены любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Оплата этих работ производится за счет собственников помещений многоквартирного дома».

Получается, что эту довольно животрепещущую проблему (напоминаем, что цена вопроса для жителей многоквартирного дома по установке приборов учета на одном теплоузле может доходить до полумиллиона рублей) можно доверить решать любому частному предпринимателю. При этом он не рискует лишиться лицензии, даже если отразит в акте положение дел, не соответствующее действительности.

Есть и второй вопрос: чтобы эту процедуру провести, нужно собрать деньги с собственников. Что во многих наших домах, где две трети населения живет от зарплаты до зарплаты, – дело весьма непростое.

Но, допустим, эксперт в полной мере профессионально выполнил свои обязанности… Тут возникает второй вопрос: что делать с этим актом, куда его нести, кому предъявлять? В приказе об этом тоже ни слова не сказано.

– Надо полагать, что этот приказ принят для того, чтобы обеспечить равную доступность собственникам жилья для реализации положений 261-го федерального закона в части установки приборов учета, – поделился соображениями первый заместитель директора департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Лукашов. – В жизни довольно нередки ситуации, когда, по расчетам, установка приборов общедомового учета обходится в одну более или менее доступную сумму, но без реконструкции внутридомовых сетей установить этот прибор учета невозможно или надо ставить несколько приборов на один дом. А это, даже по самым скромным подсчетам, обходится в несколько раз большую сумму. Приказ Минрегиона дает возможность собственникам помещений в таких домах решить сначала вопрос о создании технической возможности для установки приборов учета, а уже потом ставить их. Иногда создать условия для установки приборов учета без серьезного капитального ремонта и перепланировки помещений невозможно, и в этом случае в порядке, установленном данным приказом, должно быть принято решение о невозможности установки приборов учета.

Фактически это означает, что поиск ответа на вопрос о том, будет ли в доме прибор учета, также возлагается на плечи собственников жилых помещений.

Экономия на разрыв

Впрочем, есть и другая сторона проблемы. Дело в том, что массовое внедрение повсеместного учета энергоресурсов не приведет к ожидаемым результатам, пока не будет изменена вся система взаиморасчетов в энергетике. К примеру, одна из причин огромных долгов управляющих компаний по отношению к поставщикам коммунальных ресурсов – установка в квартирах индивидуальных счетчиков учета горячей и холодной воды. Граждане расплачиваются исключительно за потребленный ресурс, а поставщики этого ресурса требуют от управляющих компаний оплачивать его строго по нормативу. Но норматив всегда больше, потому что в него заложены (чаще всего – с избытком) все издержки и потери. То есть население, внимательно экономя воду, постоянно увеличивает этот разрыв. А где управляющим компаниям взять деньги на его ликвидацию?

Что может произойти, если это продолжится еще и на уровне общедомовых приборов учета, иллюстрирует ситуация, сложившаяся вокруг дома по проезду Подвойского во Фрунзенском районе Ярославля. Там ТСЖ как раз организовано, и вопросами установки счетчиков его председатель озаботилась еще по осени. Правда, некоторое время они не функционировали – потому что вход в систему дистанционного сбора показаний оказался делом тоже весьма непростым. И в полной мере счетчики заработали только в апреле – на самом исходе отопительного сезона. Но даже и в этом случае экономия оказалась огромной. Фактически по нормативу жильцы за теплоэнергию переплачивали чуть ли не в два с половиной раза. Для собственников жилых помещений дома экономия получается феноменальная, а вот поставщики коммунальных услуг в этой ситуации могут серьезно загрустить. Тем более что товарищество подвал содержало в идеальном порядке, подрядчиков для установки нашло за сравнительно небольшие деньги и, в общем, оставило поставщиков ресурсов без средств, которые те получили бы, не побеспокойся ТСЖ своевременно о выполнении требований закона.

Судя по тому, что с выполнением некоторых положений ФЗ-261 («Об энергосбережении») ситуация требует дополнительного урегулирования, необходимость в принятии подобных приказов будет возникать еще не один раз… Важно только, чтобы в конце концов возникла ясность не только с тем, «куда ставить», но и с тем, «чем руководствоваться».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1lnp/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость