Главное:
444

Завещание мецената

С начала XX века ростовская гимназия имени Алексея Леонтьевича Кекина стала одним из уникальных учебных заведений в России. Она славилась своими демократическими принципами, а преподавать в ней почитали за честь легенды отечественной педагогики

– В те моменты, когда я школьницей приходила на олимпиады в Кекинскую гимназию, у меня всегда захватывало дух, – с волнением вспоминает старший научный сотрудник ГМЗ «Ростовский кремль» Елена Рогушкина, – высокие потолки, шикарный актовый зал. Учительская, где, как в давние времена, до сих пор стоит огромный круглый стол. Все здесь дышит историей, академическим духом просвещения. Ростовская гимназия – это то место, где время, будто ненадолго остановившись, оставило все лучшее, что может быть в российской школе.

Кастинг для учителей

Официально открылось ныне старейшее учебное заведение Ростовского района в 1910 году. Но история его началась задолго до этой даты. В 1885 году у Алексея Кекина умирает единственный сын. После этого трагического события купец пишет завещание и решает оставить все свое состояние Ростову. Но с одним условием – на часть денег в городе должна быть открыта мужская гимназия. После смерти Кекина в 1897 году известный писатель и этнограф Андрей Титов оповестил Ростовскую городскую Думу о духовном завещании Кекина.

– Как только город получил средства, гласные Думы озаботились постройкой здания и подбором кандидатуры на директорскую должность, – рассказывает Елена Рогушкина, занимающаяся изучением истории Кекинской гимназии уже 8 лет. – Из 38 проектов победил проект архитектора Павла Трубникова, а директором гимназии был утвержден известный педагог, историк и общественный деятель Сергей Павлович Моравский.

Тот, говоря современным языком, прошел жесткий кастинг. Титов лично собирал сведения о кандидатах на это место. Причем мнение учеников о преподавателе играло важную роль. Если тогдашние школьники жаловались на своего учителя, Титов не рекомендовал городу его нанимать. Но Моравский и сам был сторонник строгого отбора. Как директор, он поставил условие: преподавателей будет нанимать лично. «Желательно, – считал Сергей Павлович, – чтобы это были люди, не слишком искушенные педагогическим опытом, во всяком случае не настолько, чтобы потерять способность и охоту к исканию новых путей в педагогическом деле...». Он выбирал талантливых и грамотных специалистов, которые могли стать его единомышленниками.

– Каждое имя – это легенда, – восхищенно говорит Елена. – Например, Александр Звонилкин преподавал рисование и чистописание. А еще вел разные кружки, в частности, по археологии, водил детей на экскурсии и ставил вместе с ними спектакли.

К 100-летию со дня рождения Гоголя «весьма удачно вылепил бюст великого писателя». Уже позже здесь работал математик Орлов. Гимназисты прозвали его Батя. Получить у Бати тройку, значило быть отличником в любом другом учебном заведении.

– А еще был такой математик Камаревский, – продолжает историк. – Он великолепно вышивал на пяльцах и вел свой кружок. Созданные им полотна висели на стенах учительской – в «смутные» времена исчезли бесследно. А жаль!

Большинство же пришедших в самом начале учителей, работали здесь до революции и дольше.

Конец палочной дисциплины

Итак, в 1907 году гимназия начинает работать в специально снятых помещениях, а тем временем идет строительство шикарного здания на Благовещенской площади по проекту Трубникова. Обсерватория, просторные аудитории, зал с театральной сценой, общежитие для учителей. Высокие потолки, паркет и величественная парадная лестница – в 1910 году здание в стиле неоклассицизма и модерна, рассчитанное на 600 человек, было сдано в эксплуатацию. Очень скоро его наполнили детский смех, топот ног, шелест перелистываемых страниц, аккорды классической музыки. В новой гимназии и нравы царили современные. Очень скоро она прославилась своими демократическими принципами. Были отменены надзиратели, и категорически воспрещалась палочная дисциплина. Директор считал, что воспитание должно быть основано «на уважении и доверии к воспитателям и на сознательном стремлении под­держать честь и доброе имя своего учебного заведения».

– Был разработан специальный режим занятий, «чтобы ученики не переутомлялись, не приходили в угнетенное состояние, но работали с интересом, не теряя свойственной их возрасту живости и бодрости», – рассказывает Елена Рогушкина. – Особое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Много времени они проводили на воздухе, строго соблюдалось чередование ум­ственного труда и отдыха.

В прогрессивной школе не было места религиозной, сословной, политической розни. Например, был снят ценз на число евреев. Большинство обучающихся были дети крестьян и мещан, а среди преподавателей работали эсеры и социал-демократы.

Моравский мечтал, чтобы его выпускники были гармонично развиты, и придавал большое значение нравственному, духовному и эстетическому развитию учащихся. Гимназисты пели, играли на ин­струментах, рисовали, лепили. После уроков учились фотографическому делу и занимались гимнастикой.

– Летом детей возили в заграничные поездки, была даже мысль создать на берегу Крыма базу отдыха для ростовских гимназистов, – говорит старший научный сотрудник.

Кроме того, в учебном заведении царила поистине домашняя атмосфера: гимназия была открыта даже в выходные дни, чтобы учителя и ученики могли общаться и в непринужденной обстановке.

Новое время, старые традиции

После событий 1917 года гимназия была преобразована в единую трудовую школу 2-й ступени. Сергей Павлович по-прежнему был во главе коллектива, но теперь как заведующий. Годы спустя дочь преподавателя пишет: «Его мечта о всеобщем народном образовании осуществилась, и он активно включился в строительство новой школы… В гимназии давно существовали демократические принципы, поэтому она органично влилась в новую систему народного образования».

Гимназии, ее ученикам, а позже и ученицам, преподавателям еще многое довелось пережить. В годы Великой Отечест­венной войны здесь располагался один из лучших в стране госпиталь, а гимназисты бегали помогать санитаркам и старались хоть немного развеселить раненых: пели, танцевали, устраивали спектакли. После войны сюда привезли репатриированных, многие были больны туберкулезом. Летом 1947-го дети и учителя все вместе выгребали тонны мусора, выносили гипс, обустраивали классы, чтобы осенью школа заработала вновь. Десятки ярчайших учителей и талантливых выпускников связали свою жизнь с гимназией имени Кекина. Но, возможно, многие из них остались бы забытыми, если бы не старания Инны Лашковой.

– Ее называют живой легендой, – рассказывает Елена Рогушкина. – Выпускница 1950 года, с 1954-го она уже сама преподавала здесь физику. Учитель создавала выпускные альбомы, начиная с дореволюционных. Вела переписку с бывшими учениками и дала начало замечательной традиции. Перед последним звонком каждый гимназист писал сочинение и передавал Инне Константиновне. А та создавала очередной альбом об уже новых выпусках, обязательно прикрепляя туда фотографии. Гимназия имени Кекина и сегодня остается как бы островом в реке быстротекущего времени. Уходят в прошлое политики, забываются события, но традиции отечественного просвещения остаются. В гимназии Кекина преподают в проверенном веками академическом стиле, в дни праздников шумят бальные платья и раздаются звуки вальса. Не все в мире преходяще…

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1qsa/
школастроительстводети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость