Главное:
Давайте помолчим!..
263

Давайте помолчим!..

Организатор акции памяти ХК «Локомотив» Катерина Кожан о тишине, которая громче слов, и о том, что нужно перестать плакать

– Все наши кричалки мы будем скандировать уже новой команде. А ушедших ребят достойно вспомнить молча, – о необычном шествии, которое состоится 7 сентября, болельщица «Локомотива» говорит с волнением и трепетом. Вместе с несколькими друзьями она получила разрешения городских инстанций, чтобы более тысячи ярославцев смогли пройти пешком от здания Фрунзенской администрации к «Арене-2000». Пройти, не произнося ни слова, не размахивая шарфами и флагами. Это будет «Марш тишины».

Дорога скорби

Разрабатывать детали акции психолог и экономист по образованию начала несколько недель назад. Сама идея такого марша будто витала в воздухе.

– После того как двое знакомых озвучили практически одну и ту же мысль, я поняла, нужно организовывать, – рассказывает Катерина. – Прямо на следующий день отправились в УВД, узнали, какие нужны документы.

Первая заявка была всего на 500 человек. Сегодня участ­вовать в «Марше тишины» собираются уже около 1500 ярославцев. Чтобы успеть, люди отпрашиваются с заводов целыми сменами.

– Обсуждение акции дошло даже до губернатора, – говорит Катерина. – Меня пригласили на оргкомитет по 7 сентября, чтобы я лично услышала, что все обеими руками «за». На совещании выразили надежду, что такой марш станет ежегодной традицией.

Вначале шествие планировалось начать с Богоявленской площади. Но потом маршрут изменился. Некоторые болельщики выразили недовольство.

– Мы взрослые люди и понимаем, что для всего города значит этот день, – рассуждает девушка. – Если бы такая колонна отправилась через Богоявленку, то случился бы транспортный коллапс. Родственники не успеют приехать вовремя к мемориалу в Туношну, а хоккеисты матча легенд России и Канады опоздают на раскатку. Тот факт, что мы хотим почтить память ушедших, не должен никому навредить!

Вот окончательный маршрут, согласованный со всеми инстанциями. Сбор болельщиков назначен на 14.45 у здания Фрунзенской администрации. Двигаясь вдоль Московского проспекта, по Местному проезду, потом по Институтской улице, колонна пойдет в направлении «Арены -2000». Там участники должны оказаться в 16.00. 7 сентября 2011 года в этот роковой час с неба падал самолет. В память о тех, кто в нем погиб, в небо взмоют сотни шаров с эмб­лемой «Локомотива».

О чем расскажет тишина?..

– Не реагируйте ни на что: ни на крики поддержки или клаксоны со стороны наблюдателей, ни на провокаторов, которые могут появиться. Ребята достойны того, чтобы мы помолчали не минуту, а час, – призывает организатор акции тех, кто собирается прийти на «Марш тишины».

Если рядом с вами кто-то начнет шуметь, положите ему руку на плечо и просто скажите: «Давай помолчим…».

О чем в этот час будет молчать сама Катя, она пока не знает. Быть может, как это часто случалось за прошедший год, сами собой польются слезы. Мелькнет перед глазами тот страшный день 2011 года. Вот они с подругой едут в автобусе в Москву. В кармане заветные билеты на игру в Минск. На столичном вокзале ждут друзья-болельщики. Это будет отличная поездка! «Вы слышали, это правда?», «Неужели разбились?» «В Туношне упал самолет!» – с телефона по привычке зашли на сайт ХК «Локомотив». Сообщения о трагедии обрушились как лавина.

– Мы начали звонить знакомым, все подтвердилось. Перед глазами поплыло, – с горечью вспоминает Катерина.

В столичном метро на девушек в шарфах «Локомотива» пассажиры смотрели с сочув­ствием и перешептывались: «Знаете, что у них в Ярославле?».

– Встретившись с другими болельщиками, мы прямо на вокзале создали небольшой мемориал: свечи, цветы, шарфы… А ночью уже отправились обратно в Ярославль.

Следующие несколько дней слились в памяти в какую-то кашу. Долгие часы у «Арены», потом прощание, сотни зонтов, слезы вперемешку с дождем…

– Знаете, мы ни разу не подходили к родственникам погибших мальчишек со своими соболезнованиями, – говорит девушка. – Видели их плачущими в Туношне, на Леонтьевском и всегда отходили в сторону. В такие моменты людей нужно оставить наедине с собой, любые слова звучат жалко и нелепо. Правда, было одно исключение. На сороковой день большой толпой фанатов отправились в Туношну. Чтобы отдать дань памяти хоккеистам, туда приехали люди из Калуги, Москвы и других городов. Рядом с местом крушения самолета стояла женщина: плечи дрожат, видно, что плачет. Она сама подошла к нам: «Ребята, вы болельщики? Помяните наших мальчиков». И протягивает две шоколадки. Это оказалась мама Артема Ярчука. Приехав домой, мы разделили эти плитки на малюсенькие кусочки, чтобы досталось каждому. И видели бы вы, с каким трепетом, даже благоговением их брали, аккуратно, будто какую-то ценную и хрупкую вещь.

Ценить каждый миг

Для Катерины, как и для всего города, жизнь разделилась на «до» и «после». Нет, конечно, она не остановилась и продолжается. Ребята навсегда заняли в сердцах ярославцев важное место, и заменить их там никто не сможет. Без сомнения, за новую команду будут болеть. Когда-нибудь обязательно эти хоккеисты станут такими же родными. Но для них, убеждена девушка, будет отведен другой уголок души. А сейчас настало время, когда нужно высушить слезы.

– Я сама не хочу плакать в этот день, – твердо говорит Катерина, думая о приближающейся годовщине трагедии. – Думаю, слез было пролито достаточно. И там наверху ребятам будет приятнее, если мы вспомним их с улыбкой.

Да, пожалуй, сама она так и поступит. Будет идти в этой молчаливой толпе и вспоминать самые радостные и смешные моменты. Как впервые пришла на игру в 2005 году и из-за плохого зрения не могла разглядеть шайбу, отчего совершенно не понимала, «чем они там занимаются?». А потом день, когда впервые увидела на льду Йозефа Вашичека и решила, что теперь она не просто болельщица, а, пожалуй, преданная фанатка.

– На первом же его матче мне достались места во втором ряду. Смотрю, выезжает такой богатырь и всем болельщикам улыбается, даже подмигивает. Вот это человечище!

Катя мечтала взять у Йозефа автограф и однажды, переборов стеснение, решилась.

– С подругой и ее маленьким сыном Ваней мы подбежали к любимому игроку, – рассказывает ярославна. – Хоккеисты уже загрузились в автобус. Карел сигналил другу из автомобиля. Поэтому мы начали тараторить о том, как рады, что он в нашей команде. А подруга возьми и выдай: «Йозеф, у нас тут были для тебя блинчики, но Ванька все слопал. Ты нас извини!». Вашичек, бедолага, так смутился, покраснел: «Вы что! Он же маленький! Ему надо кушать!».

Потом Катерина даже решилась поцеловать в щеку своего кумира. Этот июльский день 2011 года был для нее одним из самых счастливых. И верилось: хорошего впереди еще много.

– Что изменилось для меня за этот год? Наверное, я еще раз остро осознала простую человеческую истину: если ты кого-то любишь, будь то друзья, родные или ставшие такими близкими игроки спортивной команды, нужно ценить каждый миг их жизни. Ценить и при каждой возможности говорить им добрые слова. И знаете, мне кажется, что об этом же задумались многие ярославцы.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1riw/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость