Главное:
751

Перепад напряжения

От сбоев в работе электросети может пострадать каждый

Житель села Устье Ярославского района Ярославской области Сергей Лазарев теперь точно знает, как сгорает бытовая техника. Здесь часто бывают сбои в подаче электроэнергии, многие столбы линии электропередачи еле держатся, а провода провисают почти до земли. Но в мае этого года произошло настоящее ЧП.

Нина ПАВЛОВА.

Пока гром не грянет…

– О том, что в моем доме нет электричества, я уведомил аварийную бригаду Ярославского отделения сбытовой компании еще 26 мая утром. По приезде на место электрики запитали дом через перемычку с магистральной линии электропередачи. Они видели, что на столбе произошел отрыв изолятора другого провода, который провис и болтался. На это обстоятельство я не раз указывал оперативно-выездной бригаде и предлагал им закрепить изолятор, но электрики, видимо, посчитали это излишним. Дело-то происходило в выходной, – рассказывает о событиях четырехмесячной давности мужчина.

А уже на следующий день из-за порывов ветра произошел нахлест проводов. В результате возникшего перекоса напряжения оно моментально подскочило, и бытовая техника, рассчитанная максимум на 250 Вт, не выдержала, а фазовый провод перекидки перегорел и отлетел. Вспышку, характерный щелчок и искры видели соседи по селу.

Аварийную бригаду электриков пришлось вызывать во второй раз. Теперь уже болтающийся изолятор решено было закрепить, а провод перекидки заменить. Но вся бытовая техника в доме Лазарева, находившаяся в ждущем режиме, вышла из строя.

– Во время аварии в доме перегорели телевидеокомплекс, DVD-проигрыватель и германский шуруповерт, подаренный братом, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Я понес материальный ущерб по вине несвоевременных действий энергетиков и решил бороться за свои права, чтобы вернуть деньги за испорченное имущество. Через несколько дней после того, как я отремонтировал технику (хотя многие вещи, например шуруповерт, ремонту уже не подлежали), отнес заявление в МРСК Центра заместителю директора по развитию и реализации услуг Владимиру Быстрицкому. Описал ситуацию, указал сгоревшую технику. К заявлению приложил квитанции об оплате из мастерской и заключение мастеров о технике, которая из-за скачка напряжения испортилась. И стал ждать. Цена вопроса – 2300 рублей.

Может, сети бесхозные

Владимир Степанович Быстрицкий переправил обращение обиженного потребителя главному инженеру Ярославского района электрических сетей (РЭС). Оттуда в конце июня пришел ответ: «…Вам необходимо обратиться к гарантирующему поставщику электрической энергии ОАО «ЯСК». Приносим извинения за предоставленные неудобства и выражаем вам благодарность за полученную информацию, которая позволит в дальнейшем улучшить качество обслуживания клиентов».

Лазарев обратился с жалобой к начальнику Ярославского отделения сбытовой компании Сергею Большакову. Тот, в свою очередь, сделал запрос в МРСК Центра по вопросу отклонений показателей качества предоставляемой конкретному потребителю электрической энергии, проще говоря, попросил подтвердить перепад напряжения в сети.

На его запрос ответил уже заместитель директора по техническим вопросам – главный инженер филиала «Ярэнерго» Владимир Григорьев, который написал, что «на сегодняшний день (речь шла уже об июле) электроснабжение села восстановлено. Приложенные к претензии документы не подтверждают выход из строя бытовой техники именно 26 – 27 мая 2012 года. Не предоставлено документов, подтверждающих полномочия мастера по установлению причин выхода из строя указанной техники, по ее ремонту».

Вот так-то! Этот ответ Ярославская сбытовая компания отсылает пострадавшему потребителю и обещает провести собственное расследование. И в середине августа от Сергея Большакова приходит письмо, в котором энергетик сообщает: «Между ОАО «ЯСК» и ОАО «МРСК Центра»… установлено, что ОАО «ЯСК» не вправе принимать самостоятельно решение по удовлетворению требований потребителей и выплате сумм причиненного ущерба».

Юрисконсульт одной из организаций на вопрос «ЯР» ответила, что все претензии и жалобы эта организация рассматривает только через суд. Ведь причин, по которым произошел скачок напряжения и сгорела техника, множество. Может быть, сети, к которым подключены дома, бесхозные. А может, это сами жильцы не следят за проводкой – энергетики не отвечают за то, что происходит в частных домовладениях.

Соседи в помощь

Как пояснили в Роспотребнадзоре по Ярославской области, подобные ситуации сегодня не редкость. И людям в силу правовой неосведомленности бывает очень трудно доказать, что в их неприятностях виноваты поставщики электричества.

Чтобы отстоять свои права, надо взять на вооружение несколько нехитрых правил.

1. В случае оказания услуги электроснабжения ненадлежащего качества потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Заявка потребителя должна быть зарегистрирована в журнале. Исполнитель обязан провести проверку качества предоставления услуги, по результатам составляется акт в двух экземплярах, который подписывается обеими сторонами. В акте фиксируются факт и причины оказания услуги ненадлежащего качества.

2. Следует обратиться в сервисный центр обслуживания бытовой техники и получить заключение, подтверждающее связь поломки электроприбора со скачком напряжения. С заявлением о требовании возмещения ущерба необходимо обратиться к лицу, ответственному за его причинение. При несогласии между сторонами спор может быть разрешен в судебном порядке.

Основанием для подачи иска будет предоставление некачественного электроснабжения, за которое вы вносите ежемесячную плату. Ведь по закону «О защите прав потребителей» электроснабжение – это услуга. А на основании 14-й статьи этого закона за предоставление некачественной услуги продавец несет имущественную ответственность.

Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации.

Сумма возмещения ущерба равна стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учетом износа на основе экспертного заключения. Кроме того, вы вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг экспертов и компенсацию морального вреда.

Суду понадобятся свидетели – для этого необходимо заручиться поддержкой соседей, чтобы те подтвердили факт скачка напряжения. Шанс выиграть суд есть.

Иск в силу ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» освобождается от уплаты государственной пошлины.

Важно знать

Ст. 547 ГК РФ, ч. 1: «В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб».

Справка «ЯР»

Если поврежденные бытовые приборы подлежат ремонту, виновник обязан оплатить лишь стоимость этого ремонта, а не полную сумму для покупки аналогичного электроприбора. Это предусмотрено действующим законодательством. Полная стоимость поврежденного устройства выплачивается только в случае невозможности проведения ремонтных работ.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1vdm/
судремонт

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость