Главное:
Безналичная оплата проезда в общественном транспорте: удобство и безопасность

Безналичная оплата проезда в общественном транспорте: удобство и безопасность

Два года назад в некоторые ярославских автобусах стали принимать банковские карты. Нововведение оказалось удачным, и с июля 2021 года карты принимают во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города Ярославля, а также на некоторых пригородных маршрутах в области.

С одной стороны, платить за свой проезд картой удобно. Не нужно носить с собой мелкие тяжелые монеты, пересчитывать сдачу. Медики такой вид оплаты поддерживают: банкноты и монеты могут передавать опасные вирусы.

С другой стороны, при использовании банковских карт, особенно в общественном транспорте, нужно соблюдать правила безопасности.

Для начала вспомним, что для оплаты пригодны только бесконтактные карты. Оплата происходит путем прикладывания карты к терминалу, обмен данными происходит по радио. Следовательно, всегда есть возможность, что на запрос терминала отреагирует «не та карта» — например, лежащая в кармане у другого пассажира. В условиях переполненных салонов в часы пик такое вполне возможно. Бороться с такой «особенностью» карт можно несколькими способами. Наиболее радикальный способ — фольга. Нет, шапочку из фольги делать не надо, а вот обзавестись специальным бумажником, у которого есть слой фольги или специальная сетка из металлической проволоки — весьма разумное решение.

Не стоит забывать, что оплата банковскими картами в транспорте происходит иначе. Автобус может ехать в зоне, где нет сотовой связи, поэтому транспортные терминалы проверяют карту и сразу же выдают билет. Через определенные промежутки времени терминал связывается с банком и передает все накопленные запросы на списание денег за один раз. Из-за этой особенности транспортных терминалов пассажирам надо быть внимательными.

Во-первых, терминалы, в нарушение правил, после неудачного чтения карты не выдают документ о неуспешной операции. Потом эта «неуспешная» транзакция оборачивается реальным списанием денег со счета пассажира, о чем ему приходит SMS. Доказывать что-либо кондуктору бесполезно — к сожалению, их обучили принципу «терминал выдал билет — проезд оплачен, иначе требуй наличку»; что делать в нестандартных ситуациях они не знают. У попавших в подобную ситуацию один выход — идти в банк и требовать возврата неправомерно списанных денег.

Во-вторых, необходимо хранить билеты, выданные терминалами, оплаченные как картой, так и наличными, а также регулярно сравнивать эти билеты и списания с банковского счета. При возникновении расхождений нужно немедленно обратиться в свой банк с требованием возврата, а бумажные билеты будут доказательством вашей правоты.

В-третьих, рано или поздно в жизни ярославца наступает ситуация: он прикладывает карту к терминалу, а кондуктор говорит, что карта в стоп-листе. Это означает, что картой в общественном транспорте платить больше нельзя (в магазинах и в интернете карта по-прежнему будет приниматься). Виноват в этом не перевозчик, а организация, владеющая терминалом. После такой блокировки нужно проверить, не произошло ли списания денег по «заблокированной» карте. Выводить карту из блокировки нельзя — оператор затребует слишком много информации, которая в дальнейшем может привести к несанкционированному использованию вашей банковской карты или счета.

Многим такие рекомендации покажутся параноидальными, но когда речь идет о личных деньгах, безопасность выходит на первый план. Не покупайтесь на мнимое удобство и действуйте разумно. Не зря же наши далекие предки придумали пословицу: «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля».

Автор статьи Александр Сальников, доцент, кандидат экономических наук

общественный транспортфинансовая грамотность

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость