Главное:
Есть ли конкурс, как выбрать первого учителя и нужно ли уметь читать: эксперты рассказали о записи детей в первые классы

Есть ли конкурс, как выбрать первого учителя и нужно ли уметь читать: эксперты рассказали о записи детей в первые классы

Пять месяцев остается до того незабываемого дня, когда первоклассники этого года услышат свой первый звонок и с радостным волнением сядут за парты. Это важный и ответственный этап в жизни ребенка: перед вчерашними дошколятами встанут новые задачи, перед ними откроется новый мир. Готовы они к этому – об этом уже сейчас должны задуматься родители.

Как правильно выбрать первого учителя и школу? Обязательно ли уметь читать и писать? Существует ли конкурсный набор при поступлении в первый класс? Разрешается ли пользоваться в школе сотовым телефоном? На эти и другие заданные взволнованными родителями будущих первоклассников вопросы ответили во время прямого эфира в соцсетях заместитель директора регионального департамента образования Светлана Астафьева и психолог Алена Сабаканова.

Светлана Астафьева развенчала миф о том, что сегодня при приеме в школу дети должны уметь читать, а по возможности и писать.

– Это вовсе не обязательно! – сказала она. – Никакого конкурса при отборе детей в первый класс нет. Кроме того, обучение чтению требует специальной подготовки. Если допущены ошибки, у ребенка в дальнейшем могут возникнуть проблемы с пониманием текстов. Кроме того, у опережающих в развитии своих сверстников детей порой пропадает мотивация к дальнейшему продвижению вперед. Учитель не может все свое время посвящать только им.

Здесь многое зависит от педагога и его умения увлечь освоением новых знаний каждого ребенка.

– К школе начинают готовить детей еще в детском саду. Интеллектуальная подготовка подразумевает передачу базовых знаний о себе и окружающем мире, социальная предполагает понимание своей роли в обществе, семье и школе, коммуникативная позволяет продуктивно общаться с педагогами и сверстниками, волевая – регулировать свое поведение и эмоции, подчиняться существующим правилам. Все это входит в программу дошкольного образования. А если такого опыта у ребенка не было, такие навыки формируются в семье. Помочь могут и школы раннего развития, – пояснила Алена Сабаканова.

Но важно не переусердствовать с нагрузками, чтобы не лишить своего малыша детства. А то нередко случается, что у крохи чуть ли не с пеленок весь день расписан: тут и иностранные языки, и рисование, и арифметика, а поиграть ему некогда. Обязательно нужно выделять время и для общения с близкими – это чрезвычайно важно. Кроме того, стоит особое внимание уделить распорядку дня, обучению навыкам самоорганизации и самообслуживания.

– Дети должны привыкнуть просыпаться по будильнику, самостоятельно одеваться, быть аккуратными, поддерживать чистоту на своем рабочем месте, – отметила Светлана Астафьева.

Психологическая готовность к школе не менее важна. Психологи объясняют: ребенок, как правило, улавливает и транслирует чужие эмоции. Если его родители бурно реагируют на предстоящие перемены в жизни – он тоже тревожится. Важно не нервничать, а настроить на хорошее. Но не приукрашивать и не поднимать планку ожиданий слишком высоко, чтобы в дальнейшем они не обернулись разочарованием.

– Часто взрослые с ностальгией вспоминают свои школьные годы. Так почему бы им вместе с будущим первоклассником не полистать свой школьный альбом, не рассказать о своих учителях и школьных друзьях. Эмпатия сделает больше, чем назидательные беседы, – уверена Алена Сабаканова.

Впечатление о школе часто формирует первый учитель, поэтому к его выбору следует отнестись ответственно. 

В век информационных технологий о педагоге можно получить информацию на сайте школы и на других информационных ресурсах. Сарафанное радио тоже никто не отменял. 

Со стилем работы учителя знакомит школа выходного дня – такие сейчас распространены очень широко. Но нельзя исключать и того, что желания будущих первоклассников обучаться по конкретной программе у конкретного учителя школа по объективным причинам не сможет удовлетворить. Все же у каждого класса есть предел наполняемости, и за их комплектование отвечает администрация учебного заведения. 

– Мы верим в мудрость наших учителей – они умеют найти зернышко успеха в каждом ребенке, – оптимистично настроена Светлана Астафьева. – Оценки в первом классе они не ставят: старательных учеников поощряют смайликами и цветочками.

Если ребенку нужны особые условия для адаптации (например, он левша), учитель придет ему на помощь: переучивать левшей перестали.

А вот от мобильника в школе придется отвыкать.

– Министерство просвещения своим письмом настоятельно рекомендовало не использовать сотовые телефоны на уроках. Мы понимаем, что ребенку зачастую важно оповестить родителей о своем приходе в школу. Поэтому в некоторых образовательных учреждениях есть специальные ячейки, куда дети помещают гаджеты. В старших классах иногда разрешают пользоваться сотовыми телефонами на переменах, но только в том случае, если в процессе обучения мобильники выключаются, – пояснила Светлана Астафьева.

Пожалуй, самый острый и болезненный для родителей будущих первоклассников вопрос: можно ли определить ребенка не в ту школу, что ближе к дому, а в ту, что выше котируется и дает более глубокие знания по ключевым предметам. Светлана Викторовна объяснила, что выбирать школу первоклассникам нецелесообразно, потому что учебные программы в 1 – 4 классе не предполагают углубленного изучения предметов – оно начинается в пятом – восьмом классах, а 10-е и 11-е классы профильные, но туда поступают по конкурсу. Кроме того, свободный выбор школы не предусмотрен законодательством.

В 2021 году прием детей в первый класс пройдет по новым правилам.

Если раньше прием заявлений от родителей начинался с 1 февраля, то теперь – с 1 апреля. За каждой школой закрепляются микроучастки (их формируют местные органы власти), и только проживающие на этой территории могут подать заявление в конкретную школу до 30 июня. Если после этого остаются свободные места, с 6 июля на них могут претендовать жители других микроучастков. В приказе прописано приоритетное право зачисления детей в ту же школу, где уже учатся их братья и сестры.

– При формировании микроучастков учитывалось количество детей, которые уже проживают и имеют регистрацию в близлежащих к школам жилых домах. Тех, кому родители буквально накануне сделали временную регистрацию, мы в расчет не принимали, – сообщила заместитель директора департамента образования мэрии Ярославля Елена Ильина.

В новой школе на улице Чернопрудной областного центра это не помешает открыть первые классы в количестве, пропорциональном поданным заявлениям. Иное дело центр города. Здесь площадь учебных заведений этого не позволяет. Решит ли проблему расширение микроучастка школ №44 и №71, к которым теперь приписаны дома с бывшей территории обслуживания школы №33? И что делать аутсайдерам гонки по подаче заявлений – ожидать 6 июля и переживать, что свободное место может оказаться только в другом микрорайоне? Ответов на эти вопросы пока нет, и, видимо, к ним еще придется вернуться. 

Фото из архива «Ярославского региона»

образование

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber