Главное:
Бургерная как центр притяжения: как Ярославлю стать самым модным городом России

Бургерная как центр притяжения: как Ярославлю стать самым модным городом России

Три месяца назад у Ярославской области появился свой архитектор. Им стал Михаил Кудряшов. Михаил Николаевич – коренной ярославец, участник международных, всероссийских и региональных выставок в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Касселе, Флоренции, Москве, Ярославле. И с кем, как не с ним, поговорить о любимом городе? Поговорить начистоту – о том, может ли Ярославль стать современным городом, из которого не захочется уезжать? А может, он уже таким стал? 

 «Обидно носить ношеное»

– Сейчас в городе появляются новые арт-объекты, которые призваны выразить любовь к городу. Лавочка «Я люблю Ярославль», цветочные арки в форме сердца на проспекте Ленина. Зимой и вовсе город сиял огнями новогодних инсталляций. Как вам такое украшение города? Почему-то смущает, что все это заимствованное... Неужели своего не можем придумать?

– Должны. Должны придумать свое. Обидно носить ношеное. Нельзя назвать арт-объектом произведение конвейерного производства. Вторичность в дизайне – это всегда плохо. Тем более когда есть свои дизайнеры и архитекторы. Всегда студентам говорю: «Никогда не используйте прямую символику: сердца, кресты, звезды и так далее». Люди могут трактовать эти символы по-разному. Вот шары новогодние украсили город удачно! Хотелось бы, чтобы их было больше, и они были бы цветными.

Идея с «Я люблю…» оказалась очень растиражирована

 – Давайте поговорим о Богоявленской площади. Ее ведь перекраивают уже давно. Объявили конкурс на лучший проект, выиграл тот, где вдоль площади – белоснежная продолговатая крыша. Нежно, красиво... А вам как?

– Нужно мыслить практически. У нас зима – полгода. А на Богоявленской площади – открытое пространство. Там люди ждут транспорт. Просто навес на опорах не защитит от непогоды. По-хорошему надо ставить легкие павильоны, прозрачные, но закрытые, чтобы люди могли спрятаться от ветра и дождя, от метели. И в этих павильонах должны быть торговые точки – чтобы люди могли купить воду, проездные билеты, снять деньги в банкоматах. Надо делать в первую очередь так, чтобы было удобно, а не просто красиво. Но это было против условий конкурса из-за регламентов места, увы.

На Богоявленской площади ветер, особенно зимой, пробирает до костей

 Что охраняет ЮНЕСКО

– Мы так трясемся над нашей зоной ЮНЕСКО. Так дорожим этим статусом. Но сейчас задам страшный вопрос. А вообще – нужен нам этот статус-то? Может, не будь его, центр города развивался бы стремительнее? Или нам нельзя так развязывать руки?

– Когда мы получали статус, я считал, что не надо спешить. Город должен быть готов, чтобы включать его в список объектов всемирного наследия. Надо было отремонтировать улицы и реставрировать памятники, чтоб центр Ярославля включили в список как действительно целостную историческую среду, с ценной, уникальной застройкой. Такова обычная мировая практика.

Красивому городу – красивый статус зоны ЮНЕСКО

В 2005 году комитет ЮНЕСКО определил ценность Ярославля только по двум критериям, оба они касаются градостроительной планировки, сохранившегося с XVIII века регулярного плана города.

ЮНЕСКО как организация вообще ничего не охраняет. Она вносит места в список объектов культурного наследия или исключает из него, когда объект уже не соответствует определенным критериям. Была показательная история в Дрездене. Там дворцы в исторической части внесли в список ЮНЕСКО как часть ландшафта реки Эльбы. А потом местные власти решили: чтобы решить проблему автомобильных пробок, нужно строить еще один мост. И этот мост, по мнению ЮНЕСКО, нарушал исторические панорамы. Жителям города предложили проголосовать на референдуме – или мы остаемся в списке всемирного наследия, или мы строим мост. Подавляющее большинство выбрало мост. Преобладающее мнение: весь мир и так знает, что Дрезден – крупный культурный центр. Есть титул или нет – сути это не меняет. Зато не будет пробок на дорогах.

Недостроенный «Волков-Плаза» со всех сторон выглядывает из-за деревьев

Понимаете, ЮНЕСКО же ни от чего не спасает. От беспощадной хаотичной застройки в центре города нас спасают регламенты Министерства культуры РФ.

Речной вокзал как пример «модного» проекта в Ярославле

- Судя по стройке «Волков-Плаза», и министерство не сильно спасает...

– Но стройка-то остановлена министерством.

– И стоит теперь, как гнилой зуб.

– Да, «Волков-Плаза» нарушает действующие регламенты, так как было спроектировано до их принятия. Теперь его строить нельзя.

 – Но и снести нельзя?

– Нет, это частная собственность.

 – И что делать?

– Выход есть – корректировка проекта. Понизить этажность и что-то сделать с фасадом. Нужно искать компромисс.

Еще одно модное старинное здание в городе

 Закрытые веранды

Что поделать – мы все время оглядываемся на Москву. Очень уж она близко. И кажется – вот там все современно, модно. А у нас что? Провинция! Звучит как-то уничижительно немного, не находите? Может ли Ярославль быть одновременно и старинным, уютным провинциальным городом и при этом современным?

– А Ярославль всегда был модным городом, между прочим. С XVII века здесь строили модную, современную архитектуру. Депутатская улица, улица Кирова, Волжская набережная застроены самой актуальной архитектурой своего времени. Есть «Горка» – это попытка сделать модным центр Ярославля. Хорошая попытка. В XX веке был построен прекрасный речной вокзал. Замечательно решена проблема строительства здания администрации области.

Ярославль и сейчас модный. Просто нужно создавать новые центры притяжения. Не все только в исторический центр встраивать. У нас есть попытки – те же зоопарк и аквапарк, но они стоят в одиночестве. Рядом нет торговли, ресторанов, общественных пространств, того, что сейчас называют модным словом «урбанистика», чтобы люди туда тянулись.

Проект «Горки» всегда вызывал много споров

– В отличие от той же «Ауры», да? Тут уже ведь не только покупки делают. Тут назначают свидания, гуляют...

– «Аура» – это самый неудачный архитектурный проект последних лет! Внешне – это склад в центре города. Улицы Пушкина и Чайковского без фасадов остались. Будто идешь мимо склада. Без витрин, без входов...

Это абсурдное решение. Торговый центр отвернулся, отгородился от рекреационной зоны Бутусовского сквера – градостроительная ошибка для Ярославля. «Ауру» нужно было делать не единым зданием, а торговым кварталом. С крытыми улицами или двориками, по примеру Мюнхена, скажем. Вот тогда было бы хорошо.

Та же проблема закрытости и с летними верандами кафе. Почему-то у нас любят повесить плотные ткани, закрыть фасад, замотать летнюю веранду в полиэтилен... Загораживаются. А надо сделать наоборот – больше открыть эти самые веранды, тогда туда и больше людей пойдет.

«Аурой» были недовольны многие, но там гуляют тысячи ярославцев

 В Ярославле – пить

– Ну хорошо, а какие-то удачные варианты городской инфраструктуры есть?

– Ко мне часто приезжают знакомые из других городов. Знаете, зачем едут? Бар-серфинг! Потому что в Ярославле очень удобная структура обслуживания баров и кафе. Это и улица Кирова, и Первомайский бульвар, это пивные, закусочные заведения в центре. Это сейчас очень популярно, свободный демократичный стиль времяпровождения. Такой культуры в ближайших городах просто нет.

Летний ресторан перегородил даже переход на проезжую часть

 – Значит, в Ярославле – пить?

– Да. А что? Сейчас под зонтиком просто так не гуляют, сейчас принято тратить деньги. Все прогулки – монетизированы.

Некоторые кафе и вовсе закрыты, как секретные бункеры

 – Ага, только у нас в центре иногда негде оставить монету. Если водить гостей по набережной и Стрелке, можно уморить их голодом.

– Да, на Стрелке можно было бы сделать павильоны, летние кафе – использовать ландшафт, навесы и красивые, легкие, белые или прозрачные конструкции. Было много мыслей, чтобы сделать полностью пешеходными центральные улицы. Но тут есть важный момент – нужен открытый первый этаж. Невозможна пешеходная зона, если на первых этажах живут люди или находятся какие-то учреждения. Нужны выставки, торговля, сервис. Было бы изумительное пространство.

Пример хорошей летней веранды – легкой и открытой

– Сейчас появляются разные бургерные, кофейни на колесиках, Стас Костюшкин фургон-пончиковую открывает. Как вы относитесь к такому на городских улицах?

– Это здорово! Чем больше таких передвижных вещей, тем лучше. Как раз чтобы Ярославлю быть модным, такой мелкий бизнес и надо развивать.

 – Не чуждая ли нам эта культура? Может, раз уж у нас все-таки древний город, пусть и устремленный в будущее, стоит такие идеи адаптировать специально под Ярославль?

– Специально – это будет «лубок». От него как раз отворачивает. Мы не должны создавать искусственную туристическую среду. Туристам интересен город только тогда, когда в нем интересно жить самим жителям.

Больше пончиковых и бургерных на улицы города!

 Справка

Михаил Кудряшов родился в 1979 году. В 2002 году закончил ЯГТУ по специальности «архитектура», затем проходил научную стажировку в Центре экологического строительства и современных строительных технологий Кассельского университета в Германии.

С 2007 года – постоянный член государственной аттестационной комиссии по присвоению квалификации «архитектор» высшего профессионального образования и научной степени «магистр архитектуры» ЯГТУ.

Автор 23 научных статей в отечественной и зарубежной печати, участник 11 международных архитектурно-градостроительных конкурсов. Лауреат конкурса международного союза архитекторов «Атлас архитектуры будущего», международного конкурса Академии Франции.

Автор 36 реализованных архитектурно-градостроительных проектов. В Ярославле это концепция сити-парка «Миллениум», решение спортивной базы ХК «Локомотив» на проспекте Фрунзе, ландшафтно-градостроительная концепция развития 2-й Закоторосльной набережной и поймы реки Которосли, торговый комплекс «Альтаир», торговый центр «Меркурий».

Фото Александры Савельевой и текст предоставлены ООО «Ругион Медиа»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4nqf/
Ярославль

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость