Декан юридического факультета ЯрГУ рассказал, что дадут россиянам поправки в Конституцию
10 марта Госдума во втором чтении рассмотрела поправки в Конституцию. Свое
Артем Иванчин, декан юридического факультета университета имени Демидова, рассказал о надвигающихся изменениях «Первому Ярославскому».
– Артем Владимирович, здравствуйте. Хочется узнать у вас, как у юриста, насчет поправки, которая касается закрепления приоритета Конституции над международным правом. Что это дает гражданам России?
– Сразу же позволю себе уточнение. Речь идет не о закреплении приоритета Конституции, не абсолютного приоритета, не в целом перед международным правом, а перед решением межгосударственных органов. В частности, судебных инстанций. На мой взгляд, поправка, давно назревшая и заслуживающая самой всемерной поддержки по ряду причин.
Во-первых, эта поправка выступает дополнительным средством защиты госсуверенитета России и защиты наших национальных интересов. Дело в том, что решения международных органов, межгосударственных органов не лишены порой политической конъюнктуры, не всегда соответствуют нашей Конституции.
Яркий пример недавнего времени, вы все о нем слышали, решение апелляционного суда в Гааге по делу «Юкоса», которым с России взыскано 50 миллиардов долларов. Такая астрономическая сумма. И даже у профильных юристов-международников большие сомнения относительно правомерности данного судебного акта возникают. Дело в том, что данное решение основано на договоре к энергетической хартии, который Россия не ратифицировала, т.е. этот спор не был подсуден апелляционному суду в Гааге. Россия неоднократно на это указывала, но тем не менее вот такое беззастенчивое, политически ангажированное решение состоялось. В будущем подобные решения будут только тиражироваться.
В этих условиях важно в Конституции прописать механизм защиты наших национальных интересов от подобного рода решений.
Ровно по этому пути идут многие зарубежные страны. Про США я молчу, там национальные интересы превыше всего. Но если мы движемся к Европе ближе, то это и Англия, и Франция, и Германия, и Италия – они идут ровно по этому пути, по аналогичному пути закрепляя верховенство Конституции над решениями межгосударственных органов, в том числе в судебных инстанциях.
– Артем Владимирович, тогда у меня второй вопрос к вам, по поводу возникновения такого нового института в Конституции, как Государственный совет. Скажите, оправданно ли его появление на страницах Основного закона.
– Оправданна ли эта законодательная новация, наверное, только время покажет. Но то, что здравый смысл в этой законодательной инициативе и в дополнении Основного закона упоминанием о Госсовете есть, – это точно.
Во-первых, Конституция, как уже упоминалось, была принята в 1993 году. А Государственный совет создан спустя 7 лет, в 2000 году. Причем сразу же в положении о Госсовете прописывались его важные, пусть и совещательные, но тем не менее важные функции в обеспечении взаимодействия государственных органов. То есть с учетом изменений, произошедших в политической системе, закрепление и упоминание в Конституции вполне оправданно. Не трудно подсчитать, что Госсовету в этом году 20 лет. И решает он действительно значимые задачи, он доказал свою состоятельность.
– В том числе для регионов?
– В том числе для регионов. Даже по персональному составу Госсовета достаточно посмотреть. Помимо Президента Российской Федерации туда входят спикеры верхней и нижней палат парламента, представители президента в федеральных округах. Губернаторы и, самое главное, лидеры думских фракций. Это площадка для выработки консолидированных решений, снятия противоречий между представительной и исполнительной властями. И упоминание в Конституции о столь значимом органе, а роль его хотят усилить путем указания, что Госсовет будет определять основные направления внутренней и внешней политики. Это весьма значимо и правильно по существу.
Фото и видео «Первого Ярославского»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5a3j/
Комментарии: