Дорога соблазнов. Главный транспортный полицейский – о ненужности гаджетов и борьбе с клофелинщиками

Дорога соблазнов. Главный транспортный полицейский – о ненужности гаджетов и борьбе с клофелинщиками

Начальник Северного линейного управления МВД России на транспорте полковник полиции Олег Царев рассказал о том, какая опасность грозит путешествующим на поездах и теплоходах владельцам дорогих гаджетов, что не рекомендуется давать детям в поездку и почему на железной дороге лучше не курить.

Береженого бог бережет

– Олег Вячеславович, лето – время отпусков и каникул. Наши сограждане активно отправляются в путешествия, и задача транспортной полиции – обеспечить их безопасность. Наверное, хлопотное это дело, особенно когда речь идет о самых неугомонных пассажирах – детях и подростках?

– Лето для нас действительно во всех смыслах – самая горячая пора. С июня по сентябрь объявляется операция «Курорт». В линейном управлении создается оперативный штаб, мы работаем в тесном взаимодействии с территориальными ОВД, органами исполнительной власти регионов. Все, кто едет по железной дороге или путешествует по воде, – в нашей зоне ответственности, а дети, конечно же, требуют особого внимания.

Организованные группы несовершеннолетних мы берем под сопровождение. Для малочисленных групп оно эстафетное – когда наряды охраняют ребят в пределах своей зоны обслуживания, далее передавая их сопредельному органу внутренних дел на транспорте. А для многочисленных – сквозное: наши сотрудники ведут сопровождение до места назначения и обратно. Грамотно выстроенная логистика позволяет использовать кадры максимально эффективно.

– Но даже в том случае, когда наряд сопровождает одну группу на юг – в Сочи, Анапу, Новороссийск, а с другой сразу же возвращается обратно, сотрудники отсутствуют в регионе примерно неделю. Это оправдано?

– Безусловно, ведь самое важное для нас – жизнь и здоровье детей. С того времени, как мы ввели такую практику, ни чрезвычайных ситуаций, ни трагических инцидентов с детьми-пассажирами в составе организованных групп не происходило. Обычно такие группы формируются заранее, и ребята едут в вагоне вместе, но поезд – самый обычный. Его пассажиры активно перемещаются, кто-то из взрослых может быть нетрезв. Задача наряда – не допустить таких граждан в вагон с детьми, снять их с поезда. Фактически наши сотрудники поддерживают порядок во всем составе. Они совместно с представителями Роспотребнадзора, транспортных компаний контролируют вопросы качества предоставления услуг, в том числе питания.

Кстати, родителям, собирающим ребенка в дальнюю дорогу, не стоит перегружать его лишними вещами, а еду надо выбирать с особой тщательностью, исключив скоропортящиеся продукты, а также все, что способно вызвать аллергию, спровоцировать ухудшение самочув­ствия: в поезде, на теплоходе не всегда есть возможность немедленно оказать медицинскую помощь ребенку, которому стало плохо. В любом случае его придется снимать с рейса, лишая удовольствия от поездки на юг.

Охота за гаджетами

– В поездах, на теплоходах, где дети путешест­вуют организованными группами, ЧП не случались – это радует. А кражи?

– Кражи, к сожалению, есть. Зачастую сами юные владельцы дорогих гаджетов бездумно бросают их где попало, ставят на зарядку в тамбуре и уходят. Сотрудники транспортной полиции стараются разобраться в каждом инциденте. Пользуясь случаем, хочу обратиться к ребятам и их родителям: заранее проанализируйте, действительно ли в путешествии понадобятся дорогие вещи. А если без них не обойтись – примите меры к их сохранности.

– Наверное, кражи в дороге очень трудно раскрыть: людей множество, они входят и выходят, лица случайных попутчиков мало кто запоминает?

– А как вам такая цифра: 90 процентов краж на железнодорожном транспорте раскрывается. Да, восстановить картину событий бывает непросто, но кропотливая работа наших подразделений дает результат. Иногда случаются лихо закрученные детективные истории.

Например, в первых числах января в пассажирском поезде сообщением Чита – Москва у жителя Костром­ской области украли мобильный телефон. Было установлено, что владелец поставил его на зарядку и ушел, а вернувшись, уже не обнаружил. Это случилось на перегоне Ярославль – Ростов. В ходе оперативных мероприятий наши сотрудники вышли на мужчину, у которого был обнаружен тот самый сотовый, но новый хозяин заявил, что к краже непричастен. Он рассказал, что приобрел гаджет у какой-то женщины. Мы ее нашли и выяснили, что она обнаружила его в своей сумочке. Сойдя с поезда и взяв такси, она предложила его водителю в качестве оплаты дороги. Следуя дальше по цепочке подозреваемых, оперативники в конце концов установили пассажира поезда Чита – Москва, который совершил ту ночную кражу. Им оказался 43-летний житель Барнаула. Он присвоил себе телефон, находившийся на зарядке, а когда начались поиски, испугался и подбросил мобильный своей соседке по купе.

Клофелинщики, на выход!

– А как вам удается выводить на чистую воду покусившихся на чужое добро?

– Специфика работы транспортной полиции прин­ципиально отличается от работы полиции на территории. Наша задача профилактическая – не допустить преступления. Грабеж мы приравниваем к ЧП, сразу направляя на место своих сотрудников. Нераскрытых грабежей за прошлый и позапрошлый годы у нас нет. По каждому факту проводится служебная проверка.

– Но еще несколько лет назад впору было говорить об организованной преступности, которая терроризировала транзитных пассажиров?

– Да, около 6 лет назад на участке железной дороги вблизи Москвы, в том числе в границах нашей зоны обслуживания, активизировались клофелинщики – преступники, которые грабили доверчивых граждан, подсыпая в их напитки препарат, вызывающий потерю сознания. Нами совместно с управлением полиции на транспорте по Москве были задержаны две большие группы преступников, которые сейчас отбывают длительные сроки заключения. Также в места не столь отдаленные отправились наркоманы, специализировавшиеся на совершении краж в поездах дальнего следования. Совместно с территориальными ОВД нам удалось существенно продвинуться в наведении порядка на транспортных объектах.

– Смолящих сигарету в поездах и на вокзалах редко увидишь. Это тоже ваша заслуга?

– Закон о запрете курения в общественных местах действует в нашей стране повсеместно. Нельзя курить в поездах дальнего следования, электричках, а на вокзалах это допускается только в специально отведенных местах. Протоколов на нарушителей-курильщиков составляется достаточно много, их наказывают штрафом в размере от 500 до 1500 рублей. Преду­преждение не предусмотрено!

– Подразделения полиции в последние годы пережили несколько этапов сокращения штатов, ваша служба тоже этого не избежала?

– При всех реорганизациях мы старались сохранить численность сотрудников патрульно-постовой службы, которая охраняет общественный порядок на вокзалах и станциях, увеличили эффективность работы криминальной полиции за счет повышения ее техниче­ской оснащенности. СЖД нам в этом очень помогает, устанавливая в местах массового скопления граждан современные системы видеонаблюдения и другие технические новинки, помогающие установить картину происшествий.

Могу заверить: совершивших преступления и правонарушения на транспортных объектах мы обязательно выявим и привлечем к ответственности. Например, 17 мая этого года поступило сообщение, что на перегоне у станции Рыбинск-Пассажир­ский грузовой состав обкидала камнями группа подростков, повредив лобовое стекло локомотива. Вскоре мы установили личности хулиганов. В соответствии с действующим законодательством на родителей тинэйджеров были составлены административные протоколы.

Из жизни уголовного розыска: воры-гастролеры

Началась эта детективная история весной 2013 года, когда в поездах дальнего следования, идущих по участку обслуживания Северной железной дороги, прошла серия краж. Лица, совершавшие преступления, действовали нагло и дерзко. Садились в поезд без билета, иногда запугивая проводников и угрожая им.

Данная группа работала на определенном участке: с тем прицелом, чтобы от своего родного города добираться в назначенную точку можно было максимум четыре часа. То есть достаточная близость к дому и возможность в этот же день вернуться обратно.

Так, в мае 2013 года двое граждан совершили посадку в поезд сообщением Архангельск – Москва на железнодорожной станции Ярославль-Главный. Оказались они ворами-гастролерами, относящимися к «форме 36». К ней в криминальном мире принадлежат карточные шулеры. Однако со временем в карты стало играть невыгодно: пассажиры сегодня достаточно информированы о подобных разводах на деньги. Поэтому вчерашние карточные прохвосты сменили свой воровской профиль и активно занялись кражами сотовых телефонов, ноутбуков, денег и всего, что попадет под руку.

С утра пораньше, когда пассажиры спали мирным сном под стук колес, воры начали свою «работу». Один из них встал в дозор рядом с купе проводников, дабы отслеживать любые нежелательные перемещения по вагону. А его напарник в это время пробрался в пассажирское купе, где в это время спала ничего не подозревавшая гражданка. Под подушку она положила свою сумочку. Но вору, у которого за плечами значительный опыт краж, с ювелирной осторожностью удалось достать дамскую сумку и уйти незамеченным. В туалете сообщники открыли ее и достали содержимое. А сумма, которая в ней находилась, была весьма впечатляющая – 752 тысячи рублей. Поделив деньги пополам, друзья-воры решили расстаться с сумкой и всем ее содержимым, выкинув в окно. А в ней находились мобильный телефон, банковские карточки, паспорт, страховой полис, пенсионное удостоверение, железнодорожные билеты. Ну а далее по заранее отработанной схеме воришки сорвали стоп-кран, и когда поезд совершил вынужденную остановку, выпрыгнули из него и скрылись в неизвестном направлении.

Таксист, впоследствии опознавший их, пояснял следствию, что в тот день, когда он подвозил их до дома, видел у них в руках пачки денег из пятитысячных купюр, перетянутых резинкой, да и за проезд они весьма щедро тогда расплатились. А один из них, общаясь по телефону с дочерью, обещал ей добавить на покупку автомашины.

Следующей жертвой воров-гастролеров стала пассажирка поезда Благовещенск – Москва. Схема та же. Посадка в вагон на станции Ярославль-Главный, позднее время суток, неприкрытое купе, сладко дремлющая женщина и стоящая на виду сумочка. На этот раз нажива гастролеров была намного меньше – 45 тысяч рублей. Но для них это тоже была удача. Как впоследствии установили следователи Северного ЛУ МВД России на транспорте, данные граждане являлись наркозависимыми, причем сидели на «тяжелых» наркотиках. И понятно, что таким наркоманам ежедневно требуется определенная доза, на которую нужны немалые суммы. Как и в первом случае, они украли деньги, сдернули стоп-кран и исчезли в сумерках ночи.

Началась кропотливая работа по установлению личностей злоумышленников, их возможного места жительства и задержания. Опрашивались проводники и пассажиры данных поездов. Активное взаимодействие велось с подразделениями транспортной полиции соседних регионов. Все это в комплексе дало свой положительный результат. Были установлены приметы подозреваемых, благодаря которым в базах оперативных учетов нашлись интересовавшие сотрудников полиции граждане. С полученных записей камер наружного наблюдения также стало видно, как и где подозреваемые проходят в помещение вокзала, чтобы осуществить посадку в поезда. Полицейские нашли сумку, в которой некогда находилась большая сумма денег и которую преступники выбросили в окно.

Стало известно, что воры-гастролеры живут в Орехово-Зуеве Московской области. Для их поимки в город выехала группа сотрудников отдела уголовного розыска Северного ЛУ МВД России. Одного из них задержали на съемной квартире у знакомого, с другим подсобили сотрудники местной полиции.

В максимально сжатые сроки эксперты сделали дактилоскопические экспертизы, которые подтвердили их причастность к кражам. Кстати, у воришек были обнаружены ключи от купе, которые они стащили в поезде у проводников. Но, как показала практика, они им особо не требовались, ибо «гостеприимные» пассажиры сами держали открытыми двери своих купейных «квартир».

Ярославльтранспортполиция