Институт развития образования подвел итоги года

О модернизации образования и современных задачах региональных школ рассказала доктор педагогических наук, ректор Института развития образования Ангелина Золотарева.

– Совсем недавно завершилась итоговая конференция Института развития образования, где главными темами стали актуальные проблемы развития образования в Ярославской области за 2017 год. О чем шла речь в частности?

– Основные проблемы, которые мы затрагивали, актуальные, я бы сказала, которые сегодня ставит перед нами Министерство образования. Ну, во-первых, у нас входит в жизнь новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, и он предполагает, что мы будем разрабатывать новые варианты содержания и технологии организации общего образования, в частности, начальное образование и основное образование. Оно уже реализуется, и в будущем нам необходимо найти варианты новых технологий для реализации этого стандарта в старшей школе. У нас сегодня есть пилотный проект, 8 наших образовательных организаций в этом участвуют. И скажем, особенность средней школы, уже старшего звена, в том, что необходимо создать условия для индивидуальных маршрутов. Сегодня ребенок в старшей школе имеет право выбрать свой будущий профиль для того, чтобы подготовиться к поступлению в вуз, и для нас это ново. Мы же привыкли так работать фронтально, с классами, а там совсем другая технология должна быть. И кроме того, мы пытаемся, также отвечая требованиям этого стандарта, обеспечить практикоориентированность образования, и поэтому, например, наш институт работает над созданием таких региональных концепций реализации новых предметов. Мы пытаемся ориентироваться на рынок труда, на экономику, которая у нас особенно развивается: машиностроение, фармацевтическая промышленность. Эти кластеры хорошо развиваются, поэтому мы пытаемся найти в них какую-то основу, чтобы можно было детей сразу готовить.

Мы пытаемся ориентировать наше образование на культуру, на историческое наследие города Ярославля, и поэтому здесь тоже есть проекты, которые мы предлагаем ребятам и в целом, и в освоении предметов. Все, что касается федерального стандарта, для нас это сегодня на самом деле очень важно. Кроме того, у нас есть такая задача общегосударственная, очень важная – работать по-другому немножко со школами с низкими образовательными результатами и находящимися в сложных социальных условиях. Куда от этого деться? На самом деле есть практика, когда некоторые школы стабильно демонстрируют низкий результат, а в целом стоит задача повышения качества образования. Здесь, надо сказать, мы работаем в тесном контакте, вообще стараемся взаимодействовать в региональной системе образования с Центром оценки качества работы образования. Мы делаем аналитику по ЕГЭ, и она нам четко дает, какие школы какие низкие результаты демонстрируют, какие дефициты у педагогов есть, и под них пытаемся разрабатывать модульные точечные программы на устранение дефицитов. Более того, мы собираем в эти группы представителей этих школ или работаем по заказу школ, которые хотят со своим социальным контекстом как-то особенно поработать. Поэтому у нас такая есть задача. Ну и есть задача развития кадрового потенциала в целом, поскольку кадры решают все. Педагог для нас фигура очень важная.

– Среди участников конференции, которые выступали с большим докладом на пленарном заседании, были российские видные ученые, а также приняли участие и коллеги из-за рубежа, в частности из института имени Гетте. Вы совсем недавно побывали в Касселе, где начали работу над совместным исследовательским проектом. Из этого следует, что Институт развития образования активно развивает международное сотрудничество сейчас?

– Я бы так сказала, что мы очень стараемся и очень хотим развивать международное сотрудничество, потому что в международном опыте есть образцы, которые мы могли бы взять на вооружение. На самом деле в этих проблемах, о которых я говорю, мы и пытаемся сотрудничать. Например, наш совместный проект с Кассельским университетом. Они очень интересно организовали работу по формированию профессиональных учительских сообществ самообразующихся. Там такой интересный опыт, который позволяет учителям саморазвиваться, и мы с ними вышли совместно на этот проект. Институт Гетте для нас очень интересен в освоении второго иностранного языка. Сейчас есть такой проект, который пока слабо реализуется, иностранный как второй иностранный, поэтому они продвигают идею немецкий как второй иностранный. Просто у нас английский больше выбирают, а им хочется, несмотря ни на что, чтобы дети на немецком говорили. Потом у нас есть, например, очень интересный проект со Словенией. Им тоже хочется изучать русский язык, и к нам приезжает в феврале группа учителей учиться русскому, как не родному языку. Вот такой проект у нас есть.

– Что вы можете сказать о взаимодействии с российскими учеными, есть ли какие-то совместные отечественные проекты?

– Мы, например, сегодня очень много делаем с Высшей школой экономики. Им интересен наш проект по слабым школам, а нам то, что они делают. Даже они первые начали, на сегодня мы с ними вместе реализуем этот проект, особенно по сложным социальным контекстам. Кроме того, им интересно то, что мы делаем в дополнительном образовании детей, и более того, они предлагают сделать совместную сетевую программу о повышении квалификации, где бы мы выдавали два документа: они свой, мы свой, и это для нас престижно на самом деле. Мы очень много сегодня работаем с Академией повышения квалификации в Москве как раз по реализации профстандарта педагогов. У нас сегодня есть еще такая инновация, как национальная система учительского роста, совершенно новое для нас ведение, потому что здесь еще нужно оценивать методические компетенции педагога, метопредметные. Идет большая российская наработка, мы в этих наработках принимаем участие. Мы очень много взаимодействуем с Московским педагогическим по инклюзивному образованию детей. Это тоже новшество, потому что ребенок с ограниченными возможностями здоровья попадает в обычную среду, к обычным детям. Здесь столько проблем возникает на самом деле, которые надо решать вместе с коллегами из Москвы, и институт имени Герцена, Российский гуманитарный институт педагогический тоже в этом вопросе с нами взаимодействует.

– Ярославский Институт развития образования уже завоевал репутацию крупного научного центра, в частности, на вашей базе проходят различные мероприятия. Одно из крупнейших – форум Евразийский образовательный диалог. Совсем недавно вы обеспечивали работу всех структур на форуме «Будущее интеллектуальной России», что в планах на будущий год?

– Я бы хотела сказать о форуме «Интеллектуальные лидеры России». Он на самом деле не простой, он сложный, по заказу очень большой. Его заказывает нам служба Президента Российской Федерации. Мы вместе с московскими партнерами делаем, с Министерством образования. И на последнем форуме, что важно для нас, был открытый урок, который вел Владимир Владимирович Путин. Это большое событие не только для детей, для меня это было тоже большое событие. В нем участвовали ведущие представители экономики России, и они демонстрируют лучшим детям, которые со всех регионов собираются у нас, новые технологии. И вообще мы должны понимать, что готовим детей сегодня к тому великому будущему, которое вообще у нас очень быстро меняется. Мы надеемся, что президент нам опять это поручение даст.

А то, что касается Евразийского образовательного диалога, это тоже традиционная наша вещь. Я могу сказать сегодня, что темой будущего этого форума будет развитие кадрового потенциала. Потому что нам важно, чтобы педагоги продвигались, и я уже могу предположить, что как минимум будет три конференции в рамках этого форума: конференция, посвященная непрерывному педагогическому образованию, потому что модернизация педагогического образования очень острая проблема, ею многие занимаются. И нам важно, чтобы выпускник из школы выходил с реальным представлением, что ему делать в практике. И дальше мы продолжали его развивать. У нас точно будет конференция по дополнительному профессиональному образованию, поскольку здесь уже дали согласие участвовать и Российская академия повышения квалификации, и Национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального образования. И я предполагаю, что будет конференция, посвященная среднему профессиональному образованию, развитию кадров. Пока вот в планах так, но мы уже начали подготовку вместе с нашими коллегами – департаментом образования в первую очередь, это наш учредитель, и Ярославским педагогическим университетом.

–Спасибо за беседу, я поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю успехов в следующем году.

Реклама

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp