Главное:

Кого обойдут «ухань» и «дельта»: ярославский медик – о новых штаммах, выборе вакцин и схемах лечения

Третья волна COVID-19 и введение новых ограничений остро поставили вопрос: хотим мы все время жить под дамокловым мечом смертельного заболевания и локдауна или должны что-то в своей жизни кардинально изменить?

Начальник организационно-методического отдела Ярославской инфекционной больницы Алексей Болхов рассказал о новых штаммах коронавируса, схемах лечения этой инфекции, выборе вакцин и о том, как часто нам теперь придется делать тесты на антитела и ревакцинироваться.

Самый тяжелый и другие штаммы

Самая большая по численности населения страна мира два года назад «подарила» жителям планеты новую особо опасную инфекцию – COVID-19. Можно много спорить о ее происхождении, но «пошла в народ» и достигла масштабов пандемии она в том числе и потому, что в Китае с его почти полутора миллиардами жителей и гигантскими мегаполисами новому вирусу было где разгуляться и породить мутацию, способную взорвать иммунную систему человека. И уже не удивляет, что еще более заразным и вызывающим тяжелые осложнения штаммом «одарила» планету Индия – вторая в списке густонаселенных стран, совсем немного уступающая Поднебесной. 

На будущее человечеству стоило бы задуматься о целесообразности мегаполисов, а пока нужно как можно скорее купировать пандемию. И для этого выбрать правильную стратегию профилактики и лечения штаммов ковида: и китайского («ухань»), и индийского, получившего наименование «дельта», и недавно обнаруженного, еще более опасного – «дельта плюс», и всех других. 

Директор департамента здравоохранения и фармации области Василий Тубашов сообщил, что индийский вирус уже присутствует в регионе. И это требует от нас более ответственно подходить к своему здоровью.

– Индийский штамм сейчас позиционируется как самый тяжелый, потому что развивается очень бурно. Если у других штаммов инкубационный период, когда зараженный человек еще не ощущает симптомов заболевания, достигает двух и даже трех недель, то у «дельта» он сокращается до пяти, а в некоторых случаях даже до одного дня. 

То есть буквально на следующий день после контакта наступает резкое ухудшение самочувствия, и очень быстро больной становится тяжелым. Пациенты не успевают начать назначенную участковым врачом противовирусную терапию и попадают в стационар уже с осложнениями, – обеспокоен Алексей Болхов.

Но вовремя начатое лечение позволяет помочь таким пациентам. Схема его сегодня существенно отличается от прошлогодней.

– В 2020-м, когда COVID-19 только появился у нас, его лечили как пневмонию – антибиотиками. И тогда было понятно, что это вирусная инфекция. Но считалось, что к ней присоединяется бактериальная (пневмония), возбудителя которой должны уничтожить антибиотики. После проведенных исследований от этого отказались. Сейчас, говоря о ковиде, используют понятие «пневмонит» – воспаление тканей легких. Для его лечения назначается этиотропная (то есть направленная на устранение причины заболевания) противовирусная терапия, а также поддерживающая терапия – противовоспалительная, гормональная, антикоагулянты. Настоящими «бестселлерами» стали препараты на основе моноклональных антител – олокизумаб, тоцилезумаб, которые в борьбе с вирусом проявляют себя лучше всего, – пояснил Алексей Романович.

За время пандемии Министерство здравоохранения РФ выпустило уже 11 версий методических рекомендаций для врачей по профилактике, диагностике и лечению COVID-19. Как только появляется новый положительный клинический опыт – его сразу же масштабируют на всю Россию.

Для Ярославской области важно, что олокизумаб выпускает компания на своем заводе в нашем регионе. В инфекционной и других больницах, где лечат от ковида, по словам Алексея Болхова, он в наличии. А еще врач-инфекционист подтвердил, что COVID-19 в тяжелой форме встречается не только у взрослых, но и у детей. Речь идет о мультисистемном воспалительном синдроме у детей (МВС). Как правило, после острой фазы заболевания проходит от одной до шести недель. Причем симптомы проявляются, когда у большинства детей ПЦР-тесты на SARS-CoV-2 становятся отрицательными и обнаруживаются антитела к коронавирусу. При МВС возникают лихорадка, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, менингеальные симптомы.

– Он протекает тяжело, юного пациента нужно обязательно госпитализировать, на амбулаторном лечении его оставлять нельзя. Через нашу больницу такие дети проходили и проходят, – рассказал врач.

Чтобы сформировать коллективный иммунитет, нужно активизировать прививочную кампанию.

Выводят на новую орбиту

COVID-19 относится к РНК-вирусам, которые имеют гораздо более высокую частоту мутаций, чем ДНК-вирусы. Считается, что по этой причине вызывающую стойкий иммунитет вакцину создать трудно.

РНК-вирусы вызывают такие заболевания, как геморрагическая лихорадка Эбола, бешенство, грипп, гепатиты C и E, полиомиелит, корь. Как известно, прививки против кори и полиомиелита отлично работают в долгосрочной перспективе. А против гриппа требуется практически ежегодная ревакцинация. Как дело пойдет с ковидом?

К примеру, генеральный директор центра «Вектор», разработавшего вакцину «ЭпиВакКорона», сообщил, что почти у половины добровольцев, которые участвовали в испытаниях, спустя девять месяцев после прививки уже не обнаружили антител к коронавирусу.

– Это совершенно нормальная ситуация, – полагает Алексей Болхов. – Снижение уровня антител допустимо. Почему прививку от гриппа делают каждый год? Потому что после нее иммунитет сохраняется лишь 6 – 8 месяцев. Сейчас обсуждается вопрос включения вакцинации от ковида в Национальный календарь прививок. 

Пока не понятно, будут вакцину ставить ежегодно, раз в два-три года либо однократно на всю жизнь. Небольшой срок наблюдений не позволяет сделать окончательный вывод.

Также нет ясности, отдадут ли приоритет какому-то одному препарату или будут использоваться все ныне зарегистрированные и те, которые получат официальный статус в будущем.

Пока зарегистрированы четыре. «КовиВак» – созданный по технологии, разработанной еще в Советском Союзе: на основе «убитого» вируса COVID-19. 

«Спутник V» и «Спутник Лайт» – векторные вакцины, созданные методом генной инженерии, когда в качестве основы используется лишенный способности размножаться аденовирус, в который «вставлен» образующий «корону» шип – спайк-белок – SARS-CoV-2.

Есть еще «ЭпиВакКорона» – пептидная вакцина, которая вообще не несет в себе биологического агента и состоит из искусственно синтезированных коротких фрагментов вирусных белков.

Считается, что в первом случае организму демонстрируют мертвого «врага», чтобы тот запомнил и знал, что подобных ему нужно сразу же уничтожать. Во втором – указывают на наиболее характерную особенность возбудителя опасной болезни, распознав которого, также  нужно немедленно ликвидировать. В последнем – дают иммунной системе «инструкцию по сборке оружия» против вируса.

Защиту от возбудителя все эти вакцины дают, но всем ли, надолго ли и как они будут работать против новых штаммов вируса – на эти вопросы нельзя ответить однозначно, ведь массовая вакцинация стартовала недавно. Между тем Минздрав России уже выпустил рекомендации по ревакцинации.

Указывается, что после прививки вакциной «Спутник V» высокий титр гарантированно держится первые полгода, после чего начинает снижаться. У переболевших коронавирусом антитела сохраняются до девяти месяцев.

– Пока видим, что в период эпидемического подъема это нужно будет делать через шесть месяцев – как переболевшим, так и вакцинированным ранее, – сказал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.

В спокойной эпидемиологической обстановке срок увеличивается до 12 месяцев. Для повторного введения рекомендован однокомпонентный (то есть нужен всего один укол) «Спутник Лайт». «Космический» препарат выводят на новую орбиту.

Осторожность не помешает

В соцсетях сообщают о случаях, когда привитой заболел коронавирусом. По словам Алексея Романовича, исключать этого нельзя.

– Вакцина не защищает на 100 процентов от инфекции, не дает гарантии, что человек не заболеет. Ее задача – предотвратить развитие смертельно опасных осложнений. В нашу больницу не единожды госпитализировали пациентов, которые прошли первый этап вакцинации и ожидали второго. Надо понимать, что устойчивый иммунитет формируется через две – четыре недели после перенесенного заболевания или введения второй дозы вакцины. Это важно помнить! Случалось, уже на следующий день после второй дозы люди сдавали тест на антитела и удивлялись, что их не обнаружено. Просто к этому времени они еще не выработались. Производители вакцин пишут, что не ранее чем через 20 – 25 дней после второй дозы их нужно проверять, – объясняет Алексей Болхов.

Самый важный период – первые две недели после второй дозы вакцины. В это время крайне важно соблюдать санитарные меры безопасности, о чем многие, к сожалению, забывают.

А в первые два дня после прививки может проявиться побочная реакция организма на вакцину. Так что лучше на это время далеко от медцентров не уезжать.

Если есть предрасположенность к аллергии, как и перед любой вакцинацией, нужно принять антигистаминные препараты. При повышении температуры – а это возможно, так как организм начинает бороться с чужеродным объектом, принимайте жаропонижающие. Может быть гриппоподобный синдром: температура, вялость, слабость. А тромбозы среди побочных эффектов отечественных прививок не значатся.

– Тромбообразование, нарушение свертываемости крови вызывает живой возбудитель, попадая в организм. Ни в одной из вакцин его нет. А значит, нет и его воздействия на сердечно-сосудистую систему. С точки зрения иммунологии говорить о побочных эффектах можно только в первые два дня после введения препарата. А если, как в соцсетях пишут, сделал прививку – и через 3 месяца инсульт, инфаркт, то как это вообще с ней связано? Понятно, что нет здоровых людей, есть недообследованные. Возможно, кто-то просто не знал о проблемах со свертываемостью крови. Общепризнано: абсолютно безопасных вакцин не бывает. Но осложнения от прививки фиксируются в сотни раз реже, чем осложнения от заболевания, – уточняет доктор-инфекционист.

При этом он настаивает на осторожности.

– Если человек ощущает себя здоровым и уверен, что у него нет сопутствующих заболеваний, он смело может идти на прививку. Но у большинства из нас имеются различные хронические заболевания.

– Сходите на диспансеризацию. Пусть сделают хотя бы клинический минимум: анализы крови, мочи, ЭКГ. При острых или обострении хронических заболеваний вакцинация противопоказана, – напоминает Алексей Болхов.

Сегодня есть вакциноскептики, которые после выхода в авторитетном медицинском журнале статьи «Ингибирование репродукции SARS-CoV-2 модифицированным препаратом миРНК в комплексе с дендримерным пептидом» ждут выхода на рынок проходящего сейчас испытания препарата «Мир-19». Заявлено, что он не вмешивается в человеческий иммунитет, а просто прекращает воспроизводство вируса. Может быть, имеет смысл подождать его запуска в гражданский оборот?

– Клинические исследования ведутся, но сколько они продлятся и каковы будут их результаты – пока никто сказать не может. А риск заболеть слишком велик, чтобы им пренебрегать. Откладывать вакцинацию ни в коем случае нельзя, – уверен Алексей Болхов. 

Титры – наше будущее

Уже понятно, что мы – не только ярославцы, россияне, но практически все жители Земли – вступили в эпоху, когда для сохранения привычного качества жизни нам необходимы послепрививочные QR-коды и справки об уровне антител.

При этом разные лаборатории используют совершенно разные тест-системы на иммуноглобулины к ковиду (IgG). Разобраться в результатах зачастую бывает непросто. Алексей Болхов советует сравнивать показатели с референсными, то есть точкой отсчета. К примеру, в тест-системе «Вектор Бест» – это 1. Все, что ниже, – иммунитета нет, срочно надо бежать прививаться. С 1,1 до примерно 2 – серая зона, балансируем на грани. Выше – пойдет. А 15 – 16 – вообще чудесно. У европейской Abbott совсем другая классификация.

Причем, по словам Алексея Болхова, наличие антител – не противопоказание к вакцинации. Они показывают, что организм когда-то встретился с этой инфекцией и выработал к ней защиту. И прививка ее укрепит.

– Ведется регистр вакцинированных. И если такой человек заболевает – это сразу становится известно. Эти результаты важны для Минздрава и разработчиков вакцин, так как позволяют продолжить работу над препаратами, – отмечает Алексей Болхов.

При этом порядка 5 – 8 процентов людей нечувствительны к вакцинам, но они же обычно и невосприимчивы к возбудителю. Могут находиться в окружении зараженных и не заболеть.

– Заболеваемость растет, из-за границы к нам привозят новые штаммы. Но мы две волны побороли, поборем и третью. Если будем ответственно относиться к здоровью своему и окружающих, – уверен Алексей Болхов.

При этом отправляющимся в Москву лучше будет заранее озаботиться документами для обхода введенных в столице ограничений. В московском оперштабе сообщили, что туристу для пересадки с рейса на рейс QR-код не понадобится. Его спросят, только если он собирается посетить мероприятие или ресторан. При этом справка о наличии антител к COVID-19 не откроет доступ в заведения общественного питания или на массовые развлечения. Нужен прививочный сертификат. Переболевшие получат QR-код, если обращались к врачу и зафиксировали факт ковида в регистре. При этом вход по QR-кодам в Москве не будет распространяться на продуктовые магазины и аптеки. 

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5jed/
коронавирус

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость