Главное:
Знают от Москвы до Хабаровска. В Ярославле придумали «разговорник» для аутистов и восстанавливающихся после инсульта

Знают от Москвы до Хабаровска. В Ярославле придумали «разговорник» для аутистов и восстанавливающихся после инсульта

Получила достойное продолжение поддержанная два года назад Фондом президентских грантов инициатива ярославского Центра социальных проектов «Участие», разработавшего «визуальный словарь» для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этом году выпущен очередной – уже третий – тираж уникального методического пособия. А его создатели приступили к работе над коммуникатором для взрослых, которые восстанавливаются после инсульта или тяжелых черепно-мозговых травм. 

Молчащие – заговорили

– Я хочу торт, – настойчиво просит Лиза – милое создание четырех лет от роду с забавными ямочками на щеках. 

И это удивительно, потому что девочка за свою пока еще недолгую жизнь… не произнесла ни слова, если не считать невнятного лепета, который даже мама зачастую не может разобрать. Ребенок-аутист не говорит, но уже может общаться с близкими и педагогами. И помогает ему в этом «КЛАД». Это вообще-то аббревиатура – «коммуникативный лексический альбом детский». Но и без расшифровки по буквам смысл передан верно: в самом деле, энциклопедия знаний о мире и полезный инструмент для обмена информацией – настоящий клад для детей-аутистов и тех, кому важно наладить с ними диалог. Общение происходит с помощью картинок-символов, которые «визуализируют» речь: то, что малыш не может выразить словами, он показывает посредством специально подобранных и систематизированных изображений. Вот такой язык коммуникации, позволяющий безгласным – заговорить. Автор альбома – руководитель проектов в НКО с говорящим названием «Участие» Галина Омарова – рассказывает, что заняться разработкой коммуникатора ее побудил личный опыт. Ее дочь Амира к пяти годам еще не разговаривала. Терпение любящей мамы – врача-психиатра и педагога, которая занималась с ребенком сама и водила его к логопедам, казалось неистощимым. Но в то же время как трезвомыслящий человек она задумывалась над тем, каким будет их с дочкой будущее, если та так и не сможет овладеть речью. 

– И я отправилась в Москву, чтобы освоить систему альтернативной коммуникации «ПЕКС» (PECS), – вспоминает Галина Омарова. 

PECS (Picture Exchange Communication System) – это «коммуникационная система обмена изображениями», в которой вместо слов используются картинки. Посредством их малыш может рассказать о своих желаниях, потребностях, недомоганиях, страхах, обратиться за помощью, уточнить информацию, запросить инструкции, расширить свои знания о мире, прокомментировать ситуацию и много чего еще. 

Став специалистом в области альтернативной коммуникации, Галина Владимировна в 2013 году начала реализовывать в Ярославле программу «Социальная интеграция детей с расстройствами аутистического спектра» – и помогла не только своей дочери, но и сотням других юных ярославцев. Дети научились выражать свои чувства и ощущения на языке зрительных образов, после чего заговорили (уже не в переносном, а в прямом смысле этого слова). 

Как Даль и Ожегов, но... для особенных

– Овладение коммуникативными навыками способствует развитию ребенка. В процессе занятий он познает мир и размышляет, в его мозгу формируются новые нейронные цепочки, что значительно повышает вероятность развития устной речи. Более простой и эффективный – вербальный – способ общения обычно приходит на смену карточкам, когда малыши пополнят свой словарный запас и научатся по-новому доносить до окружающих информацию, – делится опытом Галина Омарова. 

Но если раньше средства альтернативной коммуникации для каждого ученика подбирали преимущественно индивидуально, что требовало большой и планомерной работы с каждым в отдельности (а это не всегда возможно), то ярославский психотерапевт предложила создать универсальный «словарь» визуального языка. 

Погода, одежда и обувь, продукты и вкусности, мебель, посуда, домашние животные, различные недомогания – комбинируя картинки, можно говорить почти на любую тему. 

– Это был первый в стране проект, решающий комплекс проблем социальной коммуникации неговорящих детей. Он охватывал все сферы жизни ребенка: семья, детский сад, школа, социальные объекты, сфера услуг и так далее, – объясняет Галина Владимировна. 

У детей с тяжелыми нарушениями речи нет возможности приобрести навыки коммуникативного взаимодействия, которые являются базовыми для развития и социальной адаптации. Между тем им жизненно необходимо общаться, чтобы уметь отстоять свои права, найти общие интересы со сверстниками, сотрудничать и взаимодействовать с обществом, иметь возможность просто сообщить о своих проблемах и потребностях. Поэтому так важна система альтернативной и дополнительной коммуникации – жесты, пиктограммы, изображения, способные заменить устную речь или сделать ее более функциональной. Это залог успешной социализации ребенка и предпосылка самостоятельной жизни взрослого с ограниченными возможностями здоровья. 

Этот проект в 2017 и 2018 годах был поддержан грантами Президента РФ. 

Знают даже на Дальнем Востоке

И это было лишь началом. Коммуникатор оказался столь востребованным, что в этом году увидело свет уже третье его издание – расширенное и дополненное. Необходимые для этого средства выделил благотворительный фонд Тимченко, поэтому ста ярославским семьям, в которых растут дети-аутисты, его передадут бесплатно. 

 – В третьем издании 44 темы. К примеру, мы решили добавить раздел «У меня болит…», чтобы ребенок мог поведать о своем недомогании. Кроме того, появился перечень спортивного инвентаря (дети сейчас активно занимаются физкультурой и спортом, поэтому им может понадобиться клюшка, мяч, ракетка), предметов интерьера, а также в альбоме представлены различные материалы, особенности которых во многом определяют безопасность и долговечность вещей, – уточняет Галина Омарова. 

«Про нас не забудьте, пожалуйста. У Димки проблема с речью, зажатость, немного заикание. Короче, говорить не может или боится», – просит в соцсетях мама особенного ребенка. 

Она не одинока в своем стремлении открыть для своего чада новый эффективный канал коммуникации. Книжку уже ждут и воспитанники «Школы коррекционного воспитания «Муравьишка», педагоги различных образовательных учреждений Ярославской области, а также Москвы и Хабаровска. Вот так – о наших энтузиастах знают даже на Дальнем Востоке! 

Нашел своих пользователей и мини-альбом – выполненный в формате А5 карманный (походный) вариант полюбившейся книжки, любовно названной «КЛАДик». С помощью него можно «объясниться на пальцах» – обычно в дороге этого вполне достаточно. 

А у Галины Омаровой в планах – выпустить коммуникатор и для взрослых, которые недавно перенесли нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, или по каким-то другим причинам не могут говорить. Пока речь не вернулась, а общаться необходимо, «разговорник» в картинках – самое то.

Фото из архива проекта

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5de8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость