Главное:
Красота требует жертв. Историческая часть Рыбинска возвращает свой первозданный облик

Красота требует жертв. Историческая часть Рыбинска возвращает свой первозданный облик

На рыбинских улицах – Стоялой, Крестовой, бульваре Ушакова – выкладывают брусчаткой мостовую. Жителей города приглашают засучить рукава и внести свою лепту в благое дело.

Рыбинск «состарят»

Улицы Рыбинска вновь, как сотни лет тому назад, одеваются в камень. Смотришь, как изменяется облик улицы Стоялой – и вспоминается «Песенка извозчика» из репертуара незабвенного Леонида Утесова: «Эх, катались мы с тобою, мчались вдаль стрелой, искры сыпались с булыжной мостовой…». На бульваре Ушакова работают Анатолий Чуль, Алексей Алексашин и их соратники, среди которых – энтузиасты, заинтересованные в восстановлении исторического облика города. Поучаствовать в выкладывании гранитной брусчаткой территории у памятника адмиралу Ушакову пригласили всех желающих.

Краеведы давно мечтали сделать участок бульвара аутентичным. Их идею городские власти охотно поддержали. И вот оно – воплощение мечты. Особенно примечательно, что материал используется не просто природный, а исторический: это часть старинной рыбинской мостовой, обнаруженной во время ремонта дороги под слоем асфальта.

Поверхность камней – стертая. Трудно даже подсчитать, сколько сотен тысяч людей бодро прошагали, пробежали вприпрыжку, прошлепали, прошаркали по ним за минувшие столетия, сколько процокало конских копыт. Быть может, какие-то из этих булыжников «помнят» времена Екатерины II, присвоившей Рыбной слободе статус города. Помогать сортировать материал и выполнять другие несложные работы пригласили добровольцев.

«Рабочие руки нам нужны. Форма одежды – треники, наколенники, перчатки», – написали в соцсетях организаторы проекта.

Рыбинцы уже потянулись на Стоялую.

– Приходили мои коллеги-художники, общественники, журналисты, – рассказывает Анатолий Чуль. – Сейчас работы только разворачиваются. Привлечь квалифицированного специалиста по укладке мостовой сегодня вряд ли возможно – все-таки эта профессия вместе с технологией только возвращается из прошлого. Но мы любой помощи рады. Главное – желание трудиться на благо родного города. А если к этому добавится еще и свой инструмент – скажем, деревянный молоток – поблагодарим от всего сердца.
Наша коллега Надежда Лазарева – одна из первопроходцев. Она уверена: хоть знаний и опыта маловато, но не боги горшки обжигают.

– В брусчатке будет и проезжая часть, и пешеходная зона. Первую взяли на себя подрядчики, вторую частично доверили энтузиастам-краеведам. Мы из огромных куч, в которых свалены вместе и благородный гранит, и булыжники, и остатки асфальта, выбирали камень нужного размера, который потом будем выкладывать на уже подготовленную подушку из песка и гравия, – делится планами Надежда.

И это только часть грандиозного проекта по возвращению старому Рыбинску его исторического облика. Город, можно сказать, искусственно состарят: в написании вывесок, как в XIX веке, будет использоваться буква «ъ». Реставрируются старинные здания. К примеру, буквально на днях были завершены реставрационные работы на доме Шемякиной и Красном гостином дворе. Директор областного департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев осмотрел объекты и остался доволен:
– Реставрационные работы выполнены на высоком профессиональном уровне. Я рад и за собственников, и за рестораторов, и за подрядчиков, и за жителей города. Памятник живет только тогда, когда он используется. Виден ответственный подход собственников, которые вкладывают свои силы и средства в восстановление общего наследия.

На шпильках по мостовой

Восстановление мостовой, как и реставрация архитектурных памятников, работает на восприятие Рыбинска его жителями и туристами не только как промышленного, но и как исторического города. Брусчатка, старинные фонари сначала появились у здания Хлебной биржи, в котором сейчас находится Рыбинский музей-заповедник. А теперь на очереди и улица Стоялая, бульвар Ушакова на подходе. Завершить работы планируется в начале ноября. На период мощения брусчаткой проезжей части улицы Крестовой пришлось перекрыть для движения транспорта главную транспортную артерию центра города.

– Это создало некоторые трудности в работе транспорта и неудобства для пассажиров, – признает директор АО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов. – Мы пустили троллейбусы «кружным» маршрутом, и сборы сразу сократились. К сожалению, нас в последнее время то и дело ставят перед фактом перекрытия дорог, похоже, мало заботясь о том, как это повлияет на график движения и на мобильность горожан. Если же говорить о брусчатке как дорожном покрытии, то троллейбус по ней, безусловно, проедет. Но выдержит ли она такую нагрузку, не просядет ли в обозримой перспективе – сложный вопрос. Вес пустого троллейбуса 11 тонн, а если салон заполнен – еще больше. И он не идет ни в какое сравнение с весом конного экипажа, которые мчались в прошлом по мостовой. А ведь здесь за день пройдет не один «рогатый» – троллейбусных и автобусных маршрутов по центру города пролегает множество плюс личный и грузовой транспорт.

Дорожники – пока в сомнениях. Мнения пешеходов о новом покрытии тоже разделились. Некоторые жительницы города уже убедились, что в шпильках ходить по камням не очень удобно и не вполне безопасно. Возможно, прекрасному полу придется выбирать: модная обувь или мостовая. Красота – в том числе и города – требует жертв?

Фото Кирилла Литвинюка

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4zzh/
Рыбинскдороги

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость