Главное:
Медицина становится цифровой. В Ярославской области выписано пять тысяч электронных больничных

Медицина становится цифровой. В Ярославской области выписано пять тысяч электронных больничных

К врачу теперь можно записаться по Интернету, историю болезни посмотреть на портале Госуслуг, а консультацию именитого доктора получить удаленно – по телекоммуникационным каналам связи. О том, какие назревшие проблемы здравоохранения помогает решить информатизация, рассказывает заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Василий Тубашов.

– Василий Викторович, с прошлого года захворавшие жители области сами выбирают – бумажный больничный им получить либо электронный. Какой вариант превалирует?

– Действительно, с 1 июля прошлого года в поликлиниках и стационарах области стали оформлять листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Последний позволяет упростить взаимодействие между медицинской организацией, работодателем, заболевшим работником и Фондом социального страхования, уменьшить бумажный документооборот, а главное – повысить прозрачность в этой сфере: подделать цифровой больничный невозможно.

По письменному согласию пациента, которое заполняется единожды, все медицинские организации, подведомственные департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, оформляют электронные листки нетрудоспособности. Но замыкается все на работодателе застрахованного лица, который должен заключить договор об информационном взаимодей­ствии с ФСС как страхователь.

В Ярославской области первопроходцем в оформлении электронных листков нетрудоспособности было ГАУЗ ЯО «Клиниче­ская больница №2». Наработанный ею опыт помог в прошлом году организовать работу по выписке электронных листков нетрудоспособности во всех без исключения муниципальных образованиях региона. Месяц назад в области был выписан пятитысячный электронный больничный. По этому показателю мы находимся на втором месте в ЦФО, а по динамике выдачи листков нетрудоспособности в электронном виде обгоняем большинство регионов России.

– Пять тысяч – это достаточно много, но все же не основная часть. Кто предпочитает работать по старинке?

– В первую очередь малый и средний бизнес, включая ИП, хотя никаких сложностей в подключении к личному кабинету страхователя на информационном сервисе ФСС РФ нет. Видимо, сказывается настороженность ко всему новому. Хотя любой работодатель заинтересован в режиме реального времени получать полную информацию о том, по какой причине отсутствует сотрудник и как скоро он сможет вернуться на свое рабочее место. Число оценивших преимущества новации предприятий и организаций растет лавинообразно: если в конце прошлого года их было 500, то сейчас – уже более тысячи.

Думаю, электронные больничные со временем станут таким же обыденным делом, как приобретенные по Интернету билеты на поезд или самолет. Раньше за ними приходилось ехать куда?то, выстаивать очереди, а сейчас многие привычно пользуются для этого онлайн-сервисами, экономя время и нервы.

– При выписке больничных стало меньше писанины – это хорошо, но куда больше времени доктор затрачивает на ведение медицинских карт своих пациентов, изучение кипы разнообразных анализов. Станет ли и здесь подспорьем цифровизация?

– Несомненно. Электронные медицинские карты в полном объеме уже представлены в трех медицинских организациях Ярославской области: больнице №2 и двух поликлиниках – дет­ской №5 и взрослой №2. В настоящее время на выделенные из президентского фонда средства еще 10 учреждений здравоохранения региона обеспечиваются компьютерной техникой и программным обеспечением для подключения к региональному сегменту Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Уже в этом году все они перейдут на электронные медицинские карты, что позволит врачам на приеме практически все свое время посвящать опросу, осмотру, лечению своих пациентов, а не заполнению бумаг.

Ведение истории болезни в компьютерной программе систематизирует информацию о состоянии здоровья больного на протяжении многих лет, результатах обследований, динамике протекающих в организме процессов. Это дает возможность вовремя заметить тревожные изменения, не пропустить серьезную патологию. Предстоит решить важнейшие задачи: обеспечить доступ пациента к данным электронной медицинской карты и защитить конфиденциальную информацию от несанкционированного использования.
– В тех странах, где телемедицину начали внедрять раньше, менее чем за десятилетие число очно обращающихся в амбулатории больных уменьшилось на 70 процентов. Может, и для России это шанс сократить огромные очереди в поликлиниках? К примеру, в поликлинике Пироговской больницы Рыбинска записаться к терапевту по Интернету можно лишь на две недели вперед, и главный врач объясняет: по штату участковых терапевтов 21, а принимают больных – всего 7 плюс задействованы фельдшера.

– Телемедицина, несомненно, оптимизирует работу первичного звена здравоохранения, но не снижает остроту кадрового вопроса. Для его решения в регионе разработан комплекс мер, включая предоставление преференций молодым специалистам, уезжающим работать на село, закрепление кадров в поликлиниках, ярмарки вакансий для выпускников медицинского вуза и многое другое. 

– Какие медицинские организации будут охвачены информатизацией?

– В списке больницы ряда городов области, а также ЦРБ, причем компьютер появится практически в каждом кабинете врача. Благодаря этому лечащий доктор не только будет видеть всю историю ведения больного, заключения узких специалистов, результаты текущих и предыдущих анализов, но и сможет взаимодействовать с коллегами из регио­нальных медицинских центров. Раз за разом приезжать из отдаленного района на консультации к врачам областной больницы, областной онкологической больницы, ОДКБ или перинатального центра зачастую непродуктивно, если можно получить рекомендации в онлайн-режиме посредством телемедицинских технологий.

– С 1 января этого года в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавлена статья о телемедицине. Насколько это перспективное направление представлено в нашем регионе?

– В Ярославской области в 2014 году был создан телемедицинский портал, обеспечивающий дистанционное взаимодействие между врачом и пациентом или докторами, проводящими заочный консилиум, а также позволяющий дистанционно мониторить состояние здоровья больного. В глубинке, где не всегда можно обратиться за консультацией к высоко­квалифицированному специалисту, это порой жизненно важно. Телемедицинские комплексы установлены в областной детской и областной клинической больницах, Переславской, Ростовской и Угличской ЦРБ, городской детской больнице и городской больнице №2 им. Н.И. Пирогова Рыбинска.

Два года назад единая телемедицинская сеть связала три первичных сосудистых центра с региональным, в результате чего результаты компьютерной томографии стали анализироваться специалистами более высокого уровня, что, несомненно, сказалось на тактике ведения пациентов. Удаленные телемедицинские консультации начали проводить и эндоскописты областной онкологической больницы. Сейчас отлаживается система передачи данных маммографических исследований. 

В регионе к телемедицинскому порталу подключены 53 медицинские организации – это учреждения первичного звена и крупные специализированные центры. Теперь совсем не обязательно приезжать в Ярославль, чтобы получить заключение главного специалиста департамента здравоохранения и фармации о назначении дорогостоящих лекарственных препаратов или направление на лечение в Москву: лечащий врач может согласовать вопрос по защищенным каналам связи. Врачи и пациенты оценили удобство таких коммуникаций: если в 2014 году были проведены 62 дистанционные консультации, то в прошлом – более 1 000.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4wj4/
Ярославльздравоохранениемедицина

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость