«Не надо зубрить все исторические даты»: топ советов от учителя, как сделать из ребенка отличника

Каждый со школы помнит, как много ему задавали домашних заданий. Казалось, что учителя одних предметов забывают, что у учеников есть ещё с десяток других. Заставляют учить даты, формулы, решать задачи. В чём тут проблема? Мы пообщались с молодым учителем истории, права и обществознания из Ярославля — Александром Никифоровым. Он работает в школе три года и успел понять, почему наша система образования неидеальна. А также дал советы родителям, как помочь своему ребёнку стать отличником.

Дети не способны всё это выучить

— Когда видишь малышей, которые тащат на себе гигантские портфели, становится их жалко. С другой стороны, что поделать — информации сейчас больше, надо больше знать... Но возможно ли это? Какие проблемы в образовании сейчас — самые главные?

— Я бы обозначил несколько пунктов. Например то, что рабочие программы содержат в себе очень большое количество информации, которую должен запомнить ученик в течение года. Но дети не способны всё это выучить. И это одна из причин низкой успеваемости. Это не только история, такая ситуация касается большинства предметов. Мы же, учителя, пытаемся минимизировать процент того, что будет не понято и забыто. Мой коллега об этом сказал так: голова ученика — как трёхлитровая банка, куда нужно залить четыре литра.

Ещё одна проблема существует в том, что профессия учителя потеряла свой престиж. В советское время слово «учитель» даже звучало гордо. Сейчас образ учителя в глазах общества сформировался неправильный: это тот, кто мало получает и много работает. Это не тот образ, который мотивирует людей идти работать в образование.

Хотя можно с разных сторон посмотреть: учитель — это человек, который объясняет, как устроен мир.

Проблема есть также в том, что наше образование поставлено на поток. Набираются очень большие классы. Когда в классе 35 абсолютно разных человек, невозможно ко всем подстроиться за 45 минут. В больших классах всегда виден разрыв: часть класса справится с заданием за 15 минут, другая — за полчаса. А учитель должен со всеми одинаково работать. Получается, уравниловка. Всё для всех одинаково. Тем, кто справляется быстро, становится скучно. Те, кто не справляется, скорее махнут рукой, мол, всё равно и не получится.

Проблема также в том, что в 10–11 классы приходят дети, которые не хотят учиться. Не все мотивированы учиться в старшей школе. Такие ученики приходят отсиживаться. Я каждый год наблюдаю, как из 10-го и даже 11-го классов уходит человек по 10. Получается, они и профессию не получают, и время теряют.

— Как решать эту проблему?

— Например, делать отборы на классы. Либо ограничивать количество детей в классах. К сожалению, сейчас такая политика, что школа получает финансирование по количеству учащихся. Цель каждой школы теперь — переманить к себе большее количество детей, заполнить классы до предела. Неважно, с какой успеваемостью.

Зачем нам Ситская битва

— Какие методы на уроках применяешь ты?

— Есть десятки книжек с методиками, которые можно штудировать, но в конечном итоге учитель формирует собственные только на практике. Приходится думать, как замотивировать каждого. У каждого ребёнка свои стимулы для учёбы: боязнь родителей, желание быть лучшим в классе, просто получать похвальбу за успеваемость.

Я стараюсь использовать в уроках соревновательный момент. Возможно, это связано с возрастом, но это работает и мотивирует — быть лучше кого-то, достигнуть чего-то. Я стараюсь сделать так, чтобы для них история стала личным достижением. Даю больше пространства для самоорганизации. В одном из методов класс разбивается на несколько групп по четыре-пять человек и работают с текстом учебника. Каждая группа придумывает вопросы и ответы к тексту параграфа для другой группы, потом проверяет, как выполнено их задание. Получается, ребята три раза поработают с текстом: прочитывают, осознают, ищут вопросы и ответы.

Второй мой метод направлен на взаимодействие между очень успевающими учениками и теми, кто осваивает медленнее. Как завлечь их всех? В одном из классов наиболее преуспевающие ученики берут под своё «шефство» несколько своих одноклассников. Первые готовятся к уроку заранее, прочитывают параграф и рассказывают о нём своим одноклассникам. А потом задают им вопросы и проверяют их знания. Вторым зачастую приятнее отвечать своим сверстникам, чем мне. Так они чувствуют себя увереннее и комфортнее. Выигрывают все: и те, кто выступают в роли учителей, они даже ставят оценки одноклассникам, и те, кто учится у своих же. Я контролирую эту деятельность прямо на уроке и ставлю оценки всем.

— Зачем учить, в каком году была Ситская битва, если это можно посмотреть в интернете? Надо ли так досконально учить даты? Если да, то зачем?

— Идея в том, что даты очень подробно со всеми числами запомнить невозможно. Я тоже забываю, я же не Вассерман и не энциклопедия. Редкие учителя мучают учеников на предмет того, чтобы они запоминали 100% дат. Мы учим даты периодами. Это нужно для того, чтобы у ученика сформировалась картина мира, чтобы человек мог представить, на каком расстоянии друг от друга произошли эти события. Это как деления на линейке, даты нужны для того, чтобы привязывать к ним обстановку, контекст эпохи. Моя задача сделать так, чтобы у ученика сформировалось представление об эпохе: каким было аграрное или постиндустриальное общество. А когда, например, был построен его район, в честь каких героев названы его улицы? Вокруг дат нанизывается восприятие истории.

— С детьми какого возраста легче работать?

— Есть общее представление о том, что легче работать с пятыми и шестыми классами. В силу того, что у ребят ещё не наступило половое созревание, у них ещё есть интерес к учёбе, они могут высидеть на уроке. Пяти-, шестиклассники — осмысленные и серьёзные. Очень сложным периодом считается с 7-го по 9-й классы, когда, как говорят, гормоны бушуют. Один и тот же человек, который был прилежным учеником в пятом классе, может вести себя странно. Затем в старшей школе ребёнок будто снова концентрируется.

Лично мне интереснее работать с более взрослыми людьми, обсуждать с ними более сложные темы. Когда ученики могут делать для себя важные открытия о том, как устроено общество. — Почему самым популярным предметом остается обществознание?

— Одно из распространённых мнений: потому что там самые понятные вопросы. Ты можешь частично ответить интуитивно, опираясь на собственный опыт. В химии, например, так не получится.

Более правильной точкой зрения мне кажется та, что ЕГЭ по обществознанию встречается чаще на вступительных экзаменах. Этот предмет нужен даже для поступления в художественную школу или на дизайн, на юридические специальности и историю. А та же химия требуется для узкого вида специальностей.

Рассеянное внимание

— Нужно ли ограничить пользование телефоном на уроке?

— Оно и так ограничено — это правило всех школ. Я не знаю тех школ, где это было бы разрешено официально. Бывают случаи творческого подхода у педагога, когда он разрешает что-то найти в интернете. В таком случае он полезен, во все остальных — нет.

Крайне редко бывает, чтобы при мне кто-то пользовался телефоном дольше, чем просто время посмотреть.

Сам запрет связан с тем, что телефон рассеивает внимание. Проблема современных школьников в том, что они не могут сосредоточить своё внимание на каком-то предмете дольше минуты. Концентрация внимания упала страшно. У взрослых людей эта проблема так остро не стоит, потому что они могут пользоваться телефоном легитимно. Взрослый сам распоряжается своим временем. Ребёнку нужно прилагать усилия, чтобы что-то понять, что-то запомнить. Все эти старания исчезают в один миг, когда ребёнок заходит во «ВКонтакте» во время урока. Самые запущенные случаи я видел, когда есть задача прочитать 1,5 страницы текста ученику, у которого, например, выходит двойка. Он начинает читать, и я вижу, как он мучается: прочитал один абзац — посмотрел, чем занимается одноклассник. Повертел учебник. Прочитал ещё один абзац. Таким образом он не сможет собрать эти 1,5 страницы, понять смысл, ответить на вопросы к тексту.

— Может быть, пора менять форму обучения? Вводить электронику, а не только учебники?

— Главное, не уходить от того, чтобы читать тексты. И это не моя снобистская позиция. Вы упускаете такой момент, что когда мы в ВК или инстаграме обновляем ленты, у нас нет никаких задач, нам не нужно напрягаться. Для изучения текста — нужно. Естественно, сейчас многие задумываются о влиянии гаджетов. Я сам стараюсь подбирать дополнительные картинки к параграфам, находить видео, чтобы ученикам было интереснее воспринимать информацию.

Тайная жизнь школьных учителей

— В Омске был скандал, когда учительницу уволили за фото в купальнике. Какую часть своей личной жизни учитель не должен демонстрировать в соцсетях?

— Мне кажется, что специфика работы в любых государственных учреждениях требует доли официоза. Нужно «соблюдать лицо». Например, полицейский во внеслужебное время может разгуливать даже с голым торсом, но всё равно есть определённые рамки, которые нужно соблюдать. Однако позиция у всех разная по этому поводу. Я разделяю свою личную жизнь и рабочую. У меня две разные страницы в соцсетях, одна из которых полностью скрыта. Свою жизнь я демонстрировать не хочу. Но и позиции других учителей, кто показывает фотографии и то, как он живёт, не осуждаю. Более того, речь же больше идёт о молодых учителях, а их доля настолько мала, что сложно назвать это распространённой проблемой.

— Должна ли школа заниматься воспитанием?

— Школа сама по себе включает в себя воспитательный компонент. Школьная система, дисциплина — это и есть воспитание. В большинстве школ внедрена деловая форма одежды, что также приучает к организованности. Но каким ещё воспитанием должна заниматься школа? Ребёнок приходит в систему и должен соблюдать её правила. Задача родителей — вложить в них понятия об адекватном поведении в обществе. Ребёнок должен прийти подготовленным к школьной системе.

— Ты являешься ещё и классным руководителем. Можешь дать совет родителям школьников? Насколько им стоит переживать о своём ребёнке, вмешиваться в его жизнь?

— Для меня было открытием, что дети на самом деле слишком много времени предоставлены сами себе, живут без контроля родителей. Часто бывает такое, что родители не перепроверяют то, что им рассказывает о своих успехах ребёнок. Всё заканчивается диалогом: «У тебя всё хорошо, уроки сделал? Да, у меня всё хорошо». А на самом деле — нет. Может выходить двойка в четверти. И ребёнка никто не контролирует. Бывает и такое: «Я купил ребёнку одежду, накормил его — на этом моя миссия выполнена». И это встречается чаще, чем вы себе представляли. Нередко родители ссылаются на усталость и большую занятость на работе. И я верю, что у них может не оставаться сил, чтобы всё перепроверить. Это большой труд.

Самый главный совет тут — контролировать. Не лениться брать на себя эту обязанность, участвовать в жизни ребёнка больше, чем только финансово. Не всегда даже нужно проходить заново физику и химию, достаточно больше разговаривать с ребёнком, проверять, что именно он сделал, посидеть рядом с ним. Не ругать бесконечно за двойки — в этом нет смысла. Ребёнок может просто не догадаться, что нужно что-то сделать, чтобы исправиться. А он получает наказание от родителей и всё. Роль родителей не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы спросить: «В чём проблема? Давай разбираться». В ситуации, когда ему в школе ставят два, дома родители кричат, ребёнок чувствует себя просто несчастным. Также приучайте ребёнка к систематическим занятиям, чтобы он знал, что, например, час в день он точно уделит урокам. У меня есть один из учеников, про которого нельзя сказать, что он гений, но у него есть систематическое мышление, благодаря которому он учится на отлично. Каждый день он идёт после школы на спортивную тренировку, а после неё делает уроки. И он точно знает, что свободное время у него будет только после того, как он закончит уроки. Такой систематический подход позволяет ему лучше работать с собственной памятью. Ученик знает, сколько времени ему потребуется, чтобы запомнить параграф и сделать уроки. В итоге за полгода, как ребёнка приучили к систематическому мышлению, он уже и с домашним заданием справляется не за четыре часа, а за час.

Фото Александры Савельевой, Ольги Прохоровой и текст предоставлены ООО «Сеть городских порталов»

Ярославльобразованиеновости

 

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp

Комментарии: