Главное:
После экзаменов – в поликлиники? Могут ли ярославцы попасть на прием к недоучке

После экзаменов – в поликлиники? Могут ли ярославцы попасть на прием к недоучке

Что делается для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении? Есть ли риск попасть на прием к врачу-недоучке? Ответы на эти вопросы мы узнали у проректора по учебной работе Ярославского государственного медицинского университета Инны Ивановой.

– Инна Викторовна, многим полюбился сериал «Интерны» про приключения молодых докторов, но недавно интернатуру, где новички получали специализацию и практические навыки, ликвидировали. Где же им теперь набираться опыта?

– В соответствии с новыми требованиями образовательных стандартов начиная с младших курсов основной акцент делается на практико-ориентированное обучение. Если сравнивать прежнюю систему обучения с сегодняшней – это небо и земля. То, что в прежние годы преподаватель описывал исключительно на лекциях, теперь можно увидеть на видеозаписях реальных клинических ситуаций, отработать посредством симуляционных технологий, закрепить во внеучебное время в дистанционном режиме.

В нашем симуляционном центре множество современных тренажеров с высокой – до шестого уровня – степенью реалистичности. К примеру, когда студент правильно реанимирует «больного», эффективность его действий можно проследить и на экране, и по реакции самого тренажера – исчезает цианоз, появляется сердцебиение.

Практические навыки студенты приобретают буквально с первых лет обучения. Сначала осваивают уход за больными, потом идет пропедевтика – это методы обследования, включая инновационные технологии. На старших курсах стало значительно больше спецдисциплин. К примеру, на педиатрическом факультете в расписании основная часть времени отведена на изучение госпитальной и поликлинической педиатрии. Ребята учатся ставить диагнозы, овладевают методиками лечения, в поликлинике могут принимать больных и ходить на вызовы, разумеется, под контролем старших наставников-врачей и своих преподавателей.

– В расписании добавили часы на практику. За счет теории?

– Сокращены в объеме преподавания дисциплины, которые базируются на полученных в ходе освоения школьной программы знаниях: история, математика, физика, химия. При этом основное внимание при их изучении сейчас уделяется практическим, медицинским аспектам, ведь мы готовим не теоретиков: врач должен знать прежде всего то, что ему необходимо для работы.

Кроме того, сократилось количество лекций – это веяние времени: теоретический материал лучше усваивается в ходе практических занятий, для подготовки к которым, кроме обычных учебников и пособий, у нас есть электронная библиотека. Она содержит большое количество самых современных источников, включая и разработки преподавателей ЯГМУ. Мы приветствуем активное использование студентами различных информационных ресурсов. В результате к государственной итоговой аттестации они приходят с солидным багажом не только знаний, но и практического опыта.

– Получается, теперь проблема дефицита кадров в здравоохранении начала решаться в ускоренном темпе. А у главных врачей больниц не возникало опасений, что принятые ими на работу новички с поставленной задачей не справятся?

– Любому руководителю, конечно же, больше импонируют специалисты со стажем. Но если доводить дело до абсурда, то получится, как в известном анекдоте: требуется 25-летний работник со стажем работы 20 лет. К тому же у вчерашних выпускников имеются свои плюсы: энергичность, инициативность, свежие знания, им очень далеко до профессионального выгорания. Больные ценят молодых докторов за внимательность, отзывчивость, незамыленный взгляд. К тому же мы продолжаем вести всех своих выпускников в рамках непрерывного медицинского образования. Если раньше на повышение квалификации молодых врачей направляли через 5 лет после ординатуры или интернатуры, то сейчас модули дополнительного обучения требуется проходить ежегодно. В диагностике и лечении появляется так много нового, что останавливаться в развитии недопустимо.

– Мечтающие стать узкими специалистами выпускники поступают в ординатуру?

– Да. Направлений подготовки очень много – от онкологии, травматологии, кардиологии и эндокринологии до общей врачебной практики и скорой помощи, на которые пришлось наибольшее количество бюджетных мест. В прошлом году зачисление в ординатуру проходило на основании баллов, полученных за сдачу тестов в рамках первичной аккредитации. В текущем году, скорее всего, поступающим придется сдавать отдельный экзамен в ординатуру. Правила приема меняются, и мы считаем, что было бы правильным засчитывать в качестве дополнительного преимущества стаж работы соискателя в первичном звене. Пока этот вопрос в разработке.

Еще одна дискуссионная тема – время обучения в ординатуре. Сейчас оно для всех одинаковое – два года. Но в перспективе по некоторым специальностям может увеличиться до трех – пяти лет.

– Наконец все испытания пройдены – что дальше?

– Из 406 выпускников лечебного факультета 20,2% в 2017 году стали участковыми врачами в амбулаториях. Они работают в поликлиниках Ярославля и Рыбинска, в Даниловской, Переславской, Пошехонской, Ростовской ЦРБ. А 75,7% поступили в ординатуру и продолжают свое образование. Это примерно соответствует соотношению врачей первичного звена и остальных медиков-специалистов в отрасли. Мы гордимся тем, что 98 процентов наших выпускников остались в профессии. Мы учили их не зря! В мои студенческие годы выбравших иную стезю было гораздо больше.

– Получил выпускник ЯГМУ диплом – и может сразу лечить больных?

– Для получения допуска к медицинской деятельности либо права продолжить свое образование в ординатуре выпускнику медицинского вуза необходимо пройти первичную аккредитацию. Это комплексный экзамен, очень серьезный, многокомпонентный, не сдав который, нельзя работать в здравоохранении. Он проходит с привлечением внешних экспертов – представителей практического здравоохранения, профессиональных медицинских ассоциаций. Мы лишь предоставляем помещения, но не оцениваем результат.

Процедура включает три этапа. Первый – тестирование, причем все материалы мы получаем в режиме онлайн из Москвы, из федерального центра аккредитации. Второй этап – объективный структурированный клинический экзамен, который проходит в симуляционном центре с использованием манекенов-тренажеров. Требуется выполнить пять заданий – к примеру, у больного анафилактический шок, и врач должен его спасти. Камера фиксирует все происходящее, соискателей отделяет от экспертов стекло, так что никаких подсказок быть не может. Третий этап – собеседование по так называемым кейсам или ситуационным задачам, в которых представлены конкретные клинические ситуации.

В 2017 году из нескольких сотен наших выпускников, окончивших лечебный и педиатрический факультеты, лишь двое при прохождении первичной аккредитации «сошли с дистанции». Это очень хороший результат.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4t6a/
здравоохранениемедицина

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость