На пороге глобального коллапса. В чем причина пробок в Ярославле и как их ликвидировать

Стандартное утро большинства жителей областного центра начинается с того, что они собираются на работу. Но зачастую выходит так, что именно дорога отнимает значительную часть драгоценного времени, заодно и высасывая из ярославцев остаток утренней бодрости. 

При мониторинге ежедневной ситуации с пробками в Ярославле нетрудно заметить, что в городе есть несколько болевых точек, из-за которых тысячи жителей вынуждены стоять в пробках. Это прежде всего так называемые бутылочные горлышки у путепровода на Московском вокзале, на улице Дачной, у школы №50. Пробки регулярно возникают и в Дзержинском районе, но там это чаще всего происходит из-за аварий или из-за очень большого потока машин.

В чем на самом деле причина вечных ярославских пробок, как собираются бороться с ними власти, чем могут им помочь общественники, чего ждать жителям столицы Золотого кольца в ближайшие годы, разбирался «Ярославский регион».  О путях решения проблемы мы спросили городских чиновников, депутатов разных уровней и общественников.

Мэрия: главная причина пробок – плохое состояние дорог

В мэрии Ярославля выделили две основные причины, по которым столица Золотого кольца пару раз в день на отдельных магистралях встает в пробки.

– Пробки появляются по нескольким причинам, – говорит первый заместитель директора департамента, начальник управления дорожного хозяйства Николай Труфанов. – Плохое состояние дорожного покрытия – одна из главных. Мы боремся с этим путем выполнения ремонтных работ по мере выделения финансирования. Также в городе модернизируются регулируемые светофорные объекты, наносится улучшенная разметка. В зимнее время проводится зачистка дорожного покрытия от наледи и снега.

Уборка снега в Ярославле зимой 

В то же время городские власти отмечают, что помимо проблем с дорогами есть и более системные инфраструктурные причины пробок в городе.

Среди них в управлении дорожного хозяйства выделяют перегруженность центральных магистралей. По словам представителей мэрии, Ярославль нуждается в новых дорогах, развязках и других решениях транспортных проблем, но зачастую действия властей ограничивает финансовая сторона вопроса.

Для разгрузки основных магистралей города нужны новые дороги и развязки, но денег на осуществление планов властям не хватает

Забегая вперед, отметим, что представители мэрии оказались единственными, кто не стал называть причинами пробок поведение автохамов и нарушителей правил дорожного движения.

Общественники: как победить пробки? Нужны новые дороги

Ярославские общественники считают, что у местных пробок сразу ряд причин. В этом виноваты и автовладельцы, и представители власти. 

– В городе очень много машин, многие не соблюдают правила парковки, общественный транспорт организован в пользу маршруток, а не автобусов большой вместимости, – тезисно описывает причины заторов в Ярославле глава местного отделения Федерации автомобилистов России Темур Абдуллаев. – Низкая культура водителей в принципе также способствует тому, что Ярославль временами стоит в пробках.

А вот единого рецепта, как победить заторы, у общественников нет. Они также полагают, что здесь нужен комплекс мер.

– Как победить пробки? Нужны нормальные дороги, чтобы водитель мог выбрать маршрут по загруженности, а не по состоянию дороги. И нужно уводить из центра точки притяжения, убирать оттуда транзитный транспорт.

Стоящий на обочинах транспорт часто мешает снегоуборочным машинам выполнять свою работу

Депутат облдумы: для решения проблемы нужны нетривиальные меры

Депутат облдумы и член комитета по градостроительству, транспорту и дорожному строительству Роман Фомичев выявил три основные проблемы, из-за которых в Ярославле возникают пробки.

– Первая проблема – это неприспособленность городов, особенно их исторических частей, к современному трафику, – говорит народный избранник. – Вторая причина довольно банальна – это отсутствие денег на строительство новых дорог, развязок, дублеров. Например, в моем округе (Дзержинский район) отсутствует целый транспортный узел, потому что нет финансов. Сейчас этот микрорайон самый густонаселенный, самый высотный и самый обделенный транспортной инфраструктурой. Понятно, что надо делать зону ЮНЕСКО и проспект Ленина, но Панина и Строителей в спальном районе – это тоже архиважно. И третий момент – это культура самих автовладельцев. Безнаказанность паркующихся в неположенных местах, на газонах и других локациях.

В облдуме также жалуются на нехватку финансирования, из-за которой не строятся развязки и дублеры

Депутат отмечает, что решение некоторых городских проблем может даже усугубить другие. Так, например, открытие торгового центра вместо одного из долгостроев – это положительный момент, но он повлечет за собой рост трафика и еще большую проблему с пробками. Что касается борьбы с пробками, то здесь Роман Фомичев отмечает, что махом решить эту проблему не удастся.

– Что касается бюджета, то это последствия сверхцентрализации. И относится скорее к федеральным вопросам. Говоря о культуре автомобилистов, то здесь надо примерно лет 30 либо жесткое драконовское регулирование с санкциями, – продолжает Роман Фомичев. – Урывками и кусками такой вопрос не решить. Нужны нетривиальные ходы, порой непопулярные.

В пример депутат приводит  идею с платными парковками, которую он и сам когда-то поддерживал, но отмечает, что ее реализация вышла по принципу «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Председатель муниципалитета: число машин растет, а пропускная способность осталась на уровне 90-х

Председатель Ярославского муниципалитета Артур Ефремов говорит о своем видении проблемы и о том, что уже сделано.

– Очевидно, что год от года растет количество автомобилей в городе, а пропускная способность основных магистралей остается на уровне 90-х годов, – рассказывает о проблеме председатель Ярославского муниципалитета Артур Ефремов. – Да и более поздний пример с ремонтом Московского проспекта к 1000-летию показывает, что даже в таком случае могут остаться всем известные проблемы.

Обновление и расширение Московского проспекта к тысячелетию Ярославля не решило проблему пробок на нем

Тем не менее политик считает, что в целом отрегулированность движения в Ярославле по сравнению с другими городами выше среднего общероссийского уровня, и это, безусловно, заслуга дорожников и ГИБДД.

– Конечно, в связи с этим вновь не могу не вспомнить о Карабулинской развязке, – продолжает народный избранник. – Мы над этим работаем и перевели проектирование вновь в актуальную фазу, но весь вопрос здесь в федеральном финансировании. Скоростная магистраль должна соединить районы и разгрузить Московский проспект, но без помощи Федерации эту задачу не осилить, поскольку он будет стоить больше 20 миллиардов рублей.

Отметим, что столь масштабный проект действительно неподъемен даже при сложении бюджетов области и города. Для сравнения: город зарабатывает и тратит в год около 16 – 18 миллиардов рублей, а областной бюджет составляет около 60 миллиардов.

– Не теряет актуальность и третий мост через Волгу, но у нас сейчас даже нет проекта моста, поэтому и о стоимости говорить неправильно, – продолжает Артур Ефремов. – Нельзя не сказать пару слов и о самих водителях. Культуру вождения никто не отменял, но зачастую можно увидеть, как автолюбители пытаются зайти в поворот со второй полосы и блокируют движение. Сами знаете, как у нас ездят маршрутчики, которых из-за непредсказуемой манеры вождения не особо жалуют автовладельцы. Конечно, есть изменения к лучшему, но не столь радикальные. С учетом того, что ГИБДД переходит на фиксирование нарушений ПДД через камеры, думаю, общее понимание насчет того, что культуру вождения надо соблюдать, к ярославцам придет.

Манера вождения водителей маршруток не только раздражает других автолюбителей, но и создает трудности на дороге

Благодаря вхождению в федеральные проекты в этом году в Ярославле отремонтировали больше дорог, чем обычно

Вместо послесловия

Практически все представители власти и общественники выделяют одни и те же причины пробок в городе, особо выделяя недостаток финансирования и культуру водителей.

К сожалению, с первым сделать что-то будет сложно. Область и так вошла в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», плюс власти смогли выбить средства на строительство моста через Которосль. Подвижки в лучшую сторону в плане ремонта дорог есть, но своими силами приступить к строительству пресловутой Карабулинки практически невозможно. Остается уповать на милость федеральных властей. А вот с культурой водителей вопрос вполне решаем, но это зависит уже от самих ярославцев.

Ярославльпробкиновости

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp