Главное:

«Расправь крылья – создай свой мир!»: в Ярославле прошел просветительский проект

«Юношам, обдумывающим житьё…» – так называется просветительский проект , руководителями и организаторами которого выступили Ярославское общество русской словесности, действующее на базе филкома Демидовского университета, и областная библиотека имени Некрасова. Он проходил с 16 марта по 25 мая. Участниками его стали около200 человек разных возрастов. Проект стал победителем конкурса социально значимых проектов «Помогаем развивать регион» и вошёл в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». 

Найти ключ к себе

Иногда жизнь напоминает длинный коридор с множеством дверей. Подходя к каждой из них, ты думаешь: открыть её или пройти мимо? Проект «Юношам, обдумывающим жит…» открыл перед его участниками сразу несколько возможностей. Можно не только войти в удивительные миры Александра Беляева, Максима Богдановича, Александра Волкова, Алексея Ухтомского – писателей и учёных, связанных с ярославской землей (их юбилейные памятные даты выпадают на 2022–2023 годы), но и найти способ рассказать о прочитанном так, чтобы раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал. Если выполнить эти задачи, то за новой дверью откроется сразу несколько миров – и не только для тебя, но и для тех, кто не читал или даже не знает о существовании ярославских авторов. 

Что поражает нас в личностях этих писателей? Они следовали своему призванию, несмотря на трудности и болезни. Каждому пришлось бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни и преодолевать внутренние барьеры. Максим Богданович боролся с чахоткой и с нежеланием окружающих признать его как поэта – создателя литературного белорусского языка. Александру Беляеву пришлось испытать на себе беспомощность скованного болезнью человека из-за костного туберкулеза. Константин Ушинский совершил переворот в педагогической системе, поставив во главу угла развитие личности как носителя родного языка и национальной культуры, и заплатил за свои труды реформатора отставкой и туберкулёзом. Александру Волкову пришлось преодолевать внутренние сомнения (математик или писатель?) и слепоту уже почти в конце жизни. Алексей Ухтомский, вопреки насаждавшемуся атеизму, сумел в своем учении о доминате соединить физиологическое и духовное начала в человеке.

17 уникальных работ  

Создателями 17 проектных работ стали 92 человека, среди которых школьники, студенты, магистранты, молодые сотрудники библиотек Ярославля и Рыбинска. На форуме в Некрасовской библиотеке, которым завершился проект 24 и 25 мая, в День славянской письменности и культуры и в День филолога, были отмечены проектные работы, результатами которых можно пользоваться в просветительской деятельности библиотек: интеллектуальная игра-конструктор «Человек будущего А. Беляева» (студенты 3 курса ЯрГУ), настольная игра по сказке   А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (студенты 1 курса ЯрГУ) и книги для слабовидящих: аудиовидеоальбом «Времена года в лирике М. Богдановича. Путь поэта» (студенты 3 курса ЯрГУ), книга-игрушка по роману Беляева «Ариэль» (ученики 7 «А» класса школы № 1) и литературный квест по этому же произведению с аудиозаписью фрагментов романа (ученики 8 «Б» класса школы № 12). Самые маленькие читатели библиотеки-филиала имени Марии Петровых создали по найденному ими эскизу иллюстрации к рассказу правнучки Ушинского панно, сами сшили игрушки и инсценировали произведения Ушинского. Теперь эти записи можно посмотреть на сайте библиотеки.

На сайте библиотеки имени Некрасова также будут представлены работы участников проекта. Это уникальный интерактивный путеводитель «Найди свой мир среди миров А. Беляева» (сотрудники ЯОНУБ). Он может стать навигатором для читателя не только в космическом, воздушном, подводном мире, но и поможет ответить на вопросы: как сопротивляться злу, как бороться со своими страхами? Это аудиоспектакль «Волшебник Изумрудного города», который позволит вместе с героями Волкова преодолеть все трудности и обрести себя  (сотрудники ЯОНУБ). Это видеоролик, подготовленный выпускниками студии «Кузница стобалльников» Рыбинска, благодаря которому можно увидеть заметки Ухтомского на полях его книг, не посещая Рыбинский музей-заповедник.  Это комиксы по стихам Богдановича, которые знакомят с его мифологическими персонажами (магистрант ЯрГУ), и песня «В мир иной окно» на стихи этого же поэта – её сочинила и исполнила студентка 3 курса ЯрГУ. Это виртуальная выставка по биографии и творчеству А. Волкова, которая поможет открыть малоизвестную страницу в биографии писателя: постановку его пьесы в Ярославле  (студенты 3 курса ЯрГУ).

Хочется отметить, что многие проектные работы их создатели совершенствовали в ходе подготовки: так, магистранты ЯрГУ сначала создали игру по биографии и творчеству Беляева по модели «Своей игры», а затем добавили крупный шрифт, которым были написаны вопросы, и озвучили их для слабовидящих. 

Потенциал безграничен

Уникальность этого проекта заключается не только в создании новых форм популяризации культурного наследия ярославских авторов, но и в том, что участниками проекта стали представители инклюзивных групп. На форуме руководитель НКО «Добровольцы Ярославии» Екатерина Лапина говорила о своих подопечных как о людях с ограниченными возможностями, но с безграничным потенциалом. И в этом убедились участники форума, когда услышали стихи и рассказы из уст людей, которым каждое движение дается с огромным трудом. Что делать, если судьба обрекла тебя не только на возможность ходить, но и говорить? Оказывается, можно читать, мечтать, создавать фильмы и озвучивать их голосом робота.

Директор школы № 12 и классный руководитель 8 «Б» класса Наталья Игоревна Петрова также не осталась в стороне от проекта. Её ученики, слабовидящие дети, не только создали литературный квест, с помощью которого можно совершить путешествие вместе с героем Беляева Ариэлем, но и записали аудиоспектакль по роману. Как работали ребята? Слушали аудиокнигу, обсуждали роман, придумывали задания. Когда нужно было заглянуть в текст, пользовались техническими средствами, увеличивающими шрифт. Одна из участниц этой проектной работы, призналась, что теперь она хотела бы учиться, чтобы озвучивать фильмы. Директор Ярославской библиотеки для слабовидящих Елена Аркадьевна Валяева помогла перевести на азбуку Брайля книги для слабовидящих и сделала тифлокомментирование.

Многому научил этот проект участников, руководителей и организаторов. Но главная мысль прозвучала на заключительном форуме: нужно формировать свои доминанты так, чтобы мир, в который ты пришел, не только принял тебя, но и стал лучше. Расправь свои крылья, сделай лучше себя, и тогда мир станет прекрасней!

Автор статьи – Елена Федорова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5q9m/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость