Главное:
Зоя Петровна из страны тишины

Зоя Петровна из страны тишины

После окончания специальной школы глухонемая девушка поступила на курсы швей в Ярославле. Получив профессию, вернулась домой, устроилась на Пошехонскую швейную фабрику швеёй-мотористкой. Здесь она стала ударником коммунистического труда, годы спустя - в день своего
50-летия - получила почётную грамоту за безупречный и добросовестный труд.
А что же личная жизнь? Тут уж всё получилось как по пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло». С супругом Николаем Николаевичем Качановым объединил их общий недуг. Николай Николаевич потерял слух уже в зрелом возрасте. Живут они душа в душу.
- На них любо-дорого посмотреть, когда они вместе, - рассказывает председатель Пошехонского отделения Всероссийского общества инвалидов Татьяна Степановна Ромова. - Николай Николаевич - хозяин хороший. Посмотрите, какую баньку они вместе построили, словно игрушечка. Дом покрасили к юбилею своему.
А юбилеев у них целых три. По 70 лет им в этом году исполнилось. Да и 10 лет, как решили создать семью - розовая свадьба по народному календарю. Розы дарить положено друг другу. Но приусадебный участок Зои Петровны и в другие годы утопал в цветах. Любит она их и заботится. А уж они-то как своей красотой её душу радуют!
- Я много раз замечала, - продолжает Татьяна Степановна, - чуть свет, а Зоя уже на ногах, ходит по участку, в грядках и клумбах своих копается. Поэтому у неё всё так пышно растёт. Часть урожая она может и на рынок отнести. Это тоже подспорье для инвалидов.
Пока мы так беседуем, Зоя Петровна накрывает на стол, гостеприимный она человек, радушный. А когда мы сели пить чай, пододвигает ко мне вазочку с черничным вареньем, знаком показывая, мол, кушайте, не стесняйтесь.
- Ягоды лесные, кто собирал? - спрашиваю.
Николай Николаевич, объясняет, он и грибы любитель собирать, а она всё это добро перерабатывает. Варенье варит и соленья в банки закатывает. А потом они весь год с витаминами.
Зоя Петровна вообще хозяйка отменная, на все руки. Умение шить ей всегда помогало лишнюю копеечку заработать. Шить может всё - от лифчиков до мужских брюк и жен­ских платьев. В сельской местности портниха - человек уважаемый. А если она ещё и вышивает, и вяжет кружева крючком, то наряды у неё получаются на загляденье. Городским модницам на зависть.
Не без гордости показывает она подушки, наволочки к которым сама сшила и вышила крестом на них яркие узоры. А ещё - полотенца, скатерти и занавеси расшитые, связанные крючком салфетки и коврики на пол. А сколько она их подругам и знакомым подарила! Ведь, несмотря на немоту, Зоя Ершова - очень общительный, приветливый человек, и к ней часто захаживают гости. Вот такой, казалось бы, парадокс.
Чисто в её доме и светло. Женщина каждый год на Пасху обои переклеивает. Раньше просто генеральную уборку селяне устраивали накануне светлого праздника, мыли утварь, стены. Но Зое Петровне этого мало. Встречает неутомимая труженица Христово Воскресение обязательно в обновлённой избе.
Знаками Зоя Петровна «рассказывает» мне о своей мечте. Хотела бы получить от Рыбинского отделения Всероссийского общества глухих телевизор с субтитрами. Хороший был бы это подарок ей, да и Николаю Николаевичу к юбилею. Но замучилась документы собирать. То одной справки не хватает, то другой. А теперь и лор-врач из Пошехонской цент­ральной районной больницы в отпуск ушла на месяц. А каждая поездка в Рыбинск для глухонемой женщины - большая проблема.
Правда, мир не без добрых людей. Добровольно сопровождает её в этих поездках, нет, не специалист-сурдолог, какого в глубинке найти трудно, а просто душевный человек, её землячка Полина Ивановна Смирнова, мама которой и мама Зои Петровны были из одной деревни Хмельники. Полина Ивановна языку немых не училась, но подопечную свою понимает.
- Очень много документов надо собрать для оформления средств реабилитации - телевизора с субтитрами, - говорит Полина Ивановна. - Проходить такую комиссию очень канительно. Но как Зою отправишь одну? Придётся ехать ещё раз, и, может, не один.
К средствам реабилитации глухонемых относятся также специальные сотовые телефоны и услуги сурдопереводчика - 40 часов в год.
Но нам бы хоть телевизор получить, показывает мне знаками Зоя Петровна. Раньше были передачи с сурдопереводом на телевидении, но теперь, кроме дневных новостей, ничего нет. И стоит в центре зала Ершовой большой, но фактически бесполезный телевизор, накрытый кружевной салфеткой, словно скорбный памятник тем, лучшим для недужных людей временам.
Трудно себе даже представить, как жить сегодня без телевидения. Так, может быть, чиновникам, требующим от инвалидов многочисленные бумажки, сделать шаг им навстречу. И помочь людям почувствовать себя полноценными членами общества.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n32te/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость