Главное:
Новогодний «Оливье» по-грешневски

Новогодний «Оливье» по-грешневски

Была у нашей поездки и другая цель – поздравить с наступающим Новым годом грешневскую детвору, среди которой, возможно, есть потомки тех самых крестьянских детишек, так любимых великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Привлекали и исторические корни этого места. Словом, не командировка, а праздничный салат оливье, в котором перемешаны самые разнообразные продукты (в нашем варианте – темы), а в целом получается очень вкусно.
Здесь не знают слова «кризис»
Деревня Грешнево небольшая: на машине по трассе промчишься за несколько минут. Заметишь, конечно, ферму близ дороги, неясный силуэт строений в могучем парке, и вот уже табличка с перечёркнутым названием оповещает о том, что деревня позади.
Сегодня в Грешнево живёт чуть меньше семисот человек. Около ста деревенских жителей работает в СХПК «Грешнево», остальные трудятся в школе, детском саду, почте, Доме культуры, администрации. В город, в Ярославль, на работу ездят единицы.
– Все, кто хочет и может работать, у нас трудоустроены, – подтверждает ведущий специалист Галина Леонтьевна Семерикова.
Трудно поверить, но в отдельно взятой деревне Ярославской области – Грешнево – такого понятия как безработица нет. Сюда на работу и из Красного Профинтерна ездят. Хоть неприлично заглядывать в чужой кошелёк, я поинтересовалась и денежным вопросом. Оказалось, что средняя заработная плата в СХПК «Грешнево» – 10-11 тысяч рублей, а летом у механизаторов и до 20 тысяч выходит. Руководитель предприятия Василий Гангур не собирается останавливаться на достигнутом: в решении социальных вопросов он взял за основу лозунг «Догоним и перегоним город» и уверенно движется в выбранном направлении. Оттого и безработицы в деревне нет, и люди довольны.
Предприятие развивается. Недавно взяли инвестиционный кредит, приобрели в Кировской и Вологодской областях племенных коров чёрно-пёстрой голштинизированной породы. За каждую бурёнку – а куплено 226 голов – не меньше ста тысяч рублей заплатили. Но заместитель председателя кооператива Татьяна Рыжова уверена, что затраты окупятся в ближайшее время. Родословная у каждой пеструшки безупречна, как у английской королевы, и молока дают до 7 тысяч килограммов каждая. И без них в «Грешнево» были самые высокие надои по области – 5500 кг, а с таким пополнением и говорить не о чем.
– Хотя себестоимость молока продолжает оставаться выше цены реализации, но в декабре этого года мы вышли на докризисную цену – 14 рублей за литр. По сравнению с прежними годами, когда цена не поднималась выше 10 – 12 рублей, нас это радует, – не без основания гордится успехами своего предприятия Татьяна Николаевна.
На ферме – чистота и порядок, насколько это возможно при таком производстве. В момент нашего личного знаком­ства у коров был обеденный перерыв. На фотовспышки они реагировали спокойно, но шапочку Деда Мороза примеряли без энтузиазма. Оно и понятно: им про китайский гороскоп, про символ уходящего года не объяснишь – оно им без надобности.
– Чем порадуете своих любимиц на праздник? – поинтересовалась я у начальника комплекса Евгения Дементьева.
– Патокой угощу, очень они это дело уважают, – пообещал устроить коровам сладкую жизнь Евгений Иванович.
«Я нигде так сладко
не дышал, как в Грешневе»
Так отзывался о здешних местах поэт Николай Некрасов. О своей малой родине поэт писал много, причём не только в стихах, но и в прозе: «Если переехать в Ярославле Волгу и пройти прямо через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева лесок, песок, мелкий кустарник и вереск.., увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых», – это строки из автобиографии поэта.
«Сельцо Грешнево» суще­ствовало уже в середине XVIII века и перешло в род Некрасовых от прабабки поэта Прасковьи Борисовны Нероновой. Сельцом в то время называли деревню, в которой находились не только крестьянские избы, но и господский дом.
В наше время Грешнево неузнаваемо преобразилось. Из всех построек сохранился лишь каменный флигель начала XIX века, в котором, по преданию, жили крепостные музыканты, – «музыкантская». В 1885 году барскую усадьбу купил разбогатевший крестьянин Титов. Он пристроил к каменному флигелю второй деревянный этаж, а в бывшей «музыкантской» открыл придорожный трактир. Именно в таком виде последний фрагмент некрасовской усадьбы предстаёт перед сегодняшним гостем деревни Грешнево.
Музей де-юре и де-факто
Обо всём этом нам поведал Григорий Красильников, постоянный автор «Северного края» и заведующий филиалом литературно-мемориального музея-заповедника Некрасова «Карабиха», который расположен в Грешнево. Григорий Владимирович вызвался быть нашим спутником и гидом в этой поездке.
В 1968 году в «музыкантской» был открыт музей. Однако сегодня он существует скорее де-юре. Де-факто в конце 90-х годов после аварии с системой отопления все экспонаты были вывезены в «Карабиху», а здание «музыкантской» закрыто.
Нельзя сказать, что музея как такового нет вообще. Ведётся научная работа, в селе Аббакумцеве недавно были открыты две выставки, которые в настоящее время экспонируются в музее посёлка Некрасовское. Сотрудники филиала во главе с заведующим Красильниковым следят за памятником Некрасову, поддерживают в порядке, насколько это в их силах, старинный приусадебный парк. Территория ухожена, здесь любят гулять местные жители.
Григорий Владимирович показал нам одну очень старую липу, ей не меньше двух столетий. Метра на два от земли дерево выщерблено временем так, что скорее напоминает лодку-долблёнку, поставленную вертикально. Однако выше «мёртвой» отметки дерево вновь оживает и тянется к солнцу достаточно стройным и молодым стволом. Точно символ возрождающейся деревни Грешнево, у которой есть не только прошлое, но и будущее.
Судьба грешневского музейного филиала сегодня неясна. С одной стороны, у самого музея нет и не предвидится достаточных средств, чтобы самостоятельно отремонтировать здание в ближайшем будущем. С другой стороны, музейщики противятся передаче этого музея на баланс Некрасовского муниципального округа, который готов всё восстановить за свой счёт. Причина понятна: если передавать здание, надо отдавать и вывезенные отсюда экспонаты, а дробить фонды единого литературного музея-усадьбы, по словам заведующего филиалом Григория Красильникова, нелогично. Глава сельского поселения Красный Профинтерн Ирина Садофьевна Балова, на чьей территории располагается Грешнево, с ним не согласна:
– Я хочу, чтобы дети нашего поселения имели возможность в любую минуту приехать в Грешнево, в музей поэта. Я помню, что во времена моего школьного детства здесь проходили замечательные литературные праздники, и хочу восстановить эту добрую традицию.
Солидарна с главой поселения и ведущий специалист Галина Леонтьевна Семерикова, вспомнившая, как люди со всей округи приносили во вновь открывающийся музей старинные вещи, и им непонятно, почему они должны ехать смотреть на эти экспонаты в Карабиху.
К встрече Деда Мороза будь готов!
Однако, несмотря на неясные перспективы некрасовского музея, повседневная жизнь в самой деревне Грешнево удивительно созвучна мыслям и мечтам поэта. В частности, Николай Алексеевич мечтал о том, чтобы на месте отцовской усадьбы когда-нибудь была построена школа. Его мечта сбылась.
В 1971 году, к 150-летию со дня рождения Некрасова, открылась новая двухэтажная школа со светлыми просторными классами.
Грешневская средняя школа в Ярославской области на хорошем счету, сегодня здесь учатся без малого сто ребятишек. Завуч Елена Николаевна Ежова охотно рассказала, что школьники с желанием и весьма результативно занимаются краеведением, «засветились» на научных конференциях не только областного, но и российского уровня. Можно гордиться и спортивными достижениями грешневских школяров – например, третье место в области по лапте, хотя соб­ственного спортивного зала в школе... нет. Дело в том, что школа, библиотека и клуб в Грешнево находятся под одной крышей. Такой оригинальный проект. Поэтому школа вынуждена арендовать клубный зал для уроков физкультуры, а в зале с огромными, от пола до потолка, окнами, в футбол и баскетбол не поиграешь. Это беспокоит учителя физкультуры Марину Кручинину. Приходится обходиться тренажёрным залом, который, согласитесь, есть далеко не в каждой городской школе.
Узнав про школьные достижения, мы отправились поздравлять самых младших грешневских школяров с Новым годом. В первом и втором классах уроки объединённые: первоклашек семеро да четверо ребят на год постарше – вот учитель начальных классов Наталья Сергеевна Шульникова и проводит одновременно два урока. Детвора нашему приходу посреди урока обрадовалась.
– Ух ты, подарки! – непосредственно зашумели они, увидев в моих руках яркую дедморозовскую шапку, до краёв наполненную конфетами. Объяснение, что сам Дед Мороз задержался по делам, но вот просил передать детишкам конфеты и наилучшие пожелания, приняли с пониманием: Мороз один, а детворы по всей стране – не сосчитаешь. Зашуршали обёртками, разговорились. Данила Кузнецов к празднику давно готов и карнавальный костюм сам мастерил: у него ответственная роль в школьном спектакле – играет Нового года.
– Много ли пятёрок заработали?
Не успела договорить, как две подружки Ира Ледянкина и Аня Малышева тут же принялись демонстрировать дневники: в них только хорошие отметки, значит, есть чем порадовать и родителей, и Дедушку Мороза. Леночка Шустова с гордостью продемонстрировала свою поделку – чем не подарок Морозу?
Едва вышли из дверей школы, увидели, как мужчины несут куда-то столы – один, второй, третий... Заинтересовались, пристроились было в кильватер, а идти оказалось недалеко, в клуб: то же здание, только вход с другой стороны. А внутри полным ходом шла подготовка к предновогоднему корпоративному банкету СХПК «Грешнево». Вот и перемещение столов в пространстве объяснилось: усади-ка полдеревни за праздничную трапезу!
Вдоль края сцены в ряд выстроилось не меньше десятка тарелок, над которыми колдовали Анна Валерьяновна Маликова и Екатерина Николаевна Пасхина. Им доверено приготовление селёдки под шубой. Обе женщины – ветврачи, трудятся в сельхозкооперативе не один десяток лет.
– Что пожелаете себе и своим близким в новом году?
– Отменного здоровья – и людям, и коровам! Что ещё врач пожелать может? – рассмеялись они в ответ.
Не менее важное задание и у начальника отдела кадров Любови Сергеевны Гречиной и бухгалтера Валентины Ивановны Корневой: им предстоит накрошить не меньше ста порций салата оливье! Только здесь, в Грешнево, я впервые поняла, как должен выглядеть «тазик с оливье» по-русски. Вот уж поистине богатырский размах! Не даром исстари на Руси было заведено: прежде чем мастерового человека на работу взять, за стол его сажали да присматривались – кто как ест, тот так и работает. Трудиться в Грешнево умеют, да и гуляют – с размахом! С Новым годом!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n31u0/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость