Главное:

Аист над крышей

Первое послевоенное лето, долгожданные мир и покой. В цветущих садах по вечерам уст­раивались танцы, которые притягивали, как магнит, юношей и девушек Ярославля. Желание видеть на себе восхищенные взгляды заставляло молодежь надевать лучшую свою одежду.

В саду ДК Красной Армии задушевно играл духовой оркестр, кружились пары. Среди собравшихся ребят нельзя было не приметить темноглазую, с нарядным бантом на черных косах девушку Риту Александрову. «Ну, совсем как невеста!» – подумал про себя Станислав Лисовский, молодой паренек, пришедший в сад отдохнуть после работы.

– Можно вас пригласить?

И молодые люди медленно поплыли под завораживающие звуки танго. За первым танцем последовали второй, третий...

Две недели спустя Стани­слав пришел в сад с другом и прямо там, под раскидистой липой, сделал девушке предложение. Все смешалось в голове у Риты.

– Нет, – говорит, – не могу. Я скоро уезжаю.

И это была чистая правда: ее отец, вернувшийся с войны, получил новое назначение в Кенигсберг, и вся семья готовилась к отъезду.

– Протяните руку, Рита.

И его друг соединил руки молодых.

– Послезавтра пойдем расписываться, – уверенно произнес Стас.

Выходить замуж? Рите даже представлять было не надо, как отреагируют на это родители.

– Но я же толком ничего не знаю ни о вас, ни о ваших родителях.

– Я электрик, работаю на Ярославском паровозоремонтном заводе, разве я об этом не говорил? Отца нет, умер.

Станиславу с четырнадцати лет пришлось самому зарабатывать на хлеб. В голодном 43­м году знакомый его семьи попросил кого­то из руковод­ства завода, где сам трудился, взять парня учеником электрика.

Рите тоже жилось не очень сладко. Она была старшей в многодетной семье, поэтому все домашние хлопоты легли на нее. А потом пришлось устроиться на молокозавод.

Стас жил в поселке им. Кагановича, что находился близ нынешней железнодорожной больницы. Все дома там были деревянные, кроме одного, каменного. Сейчас об этом поселке почти никто и не помнит. Рита жила в центре города, поэтому она так и сказала маме: «Я познакомилась с молодым человеком из деревни».

14 августа молодые расписались. Большого застолья не устраивали, продукты еще выдавались по карточкам. Через пять дней Ритина семья уехала в Кенигсберг, а она переселилась к мужу.

Работящая невестка с удовольствием подчинилась правилам деревенского быта: бегала за водой на колонку, ходила мыться в баню. После работы вместе со всеми трудилась на огородном участке. Картош­ка, огурцы, помидоры – все было свое, и это помогало жить.

В сорок седьмом появился первенец – Славик, но он прожил всего полгода. Горевали сильно, ну какая без детей жизнь? В сорок восьмом увидел свет Юрик, в пятьдесят первом – Валера. Хлопоты с детьми были в радость молодой паре. Семья – работа, работа – семья.

– Такая вот жизнь – в семейных заботах, в труде, в воспитании детей. Жизнь в согласии окрыляла, вдохновляла, придавала силы и дома, и на производстве, – вспоминает Станислав Антонович. – Заработанные деньги шли только в семью. Рита у меня молодец. Мечты нашего детства одеваться со вкусом воплотила в ребятах. Да и сами мы могли уже позволить себе пофасонить.

Маргарита Александровна и Станислав Антонович всегда интересовались, чем живут сыновья­школьники. Дети платили хорошим поведением и отменными оценками.

Любовь Станислава Антоновича к птицам передалась старшему сыну Юре. Каждую зиму они вместе ставили кормушки для пернатых. Дружно, всей семьей Лисовские встречали праздники. Когда сыновья стали постарше, ездили отдыхать в Сочи.

Но, конечно, странно было бы думать, что все 60 лет были гладкими, как тихая речка. Ссорились, переживали. Но всегда от серьезных конфликтов спасала мысль о детях: «А они­то как? Им нужна счастливая, крепкая семья».

– Ведь в жизни всякое бывает: жизнь прожить – не поле перейти, – говорит Маргарита Александровна. – Спасибо Стасу, он настоящий мужчина. Воспитывал ребят в строгости и ласке. Если скажет детям: «Домой!», то никаких пререканий. Опоздают на 15 минут, понимаю: будет их наставлять. Люди должны уметь отвечать за свои слова и поступки.

Теми же принципами Станислав Антонович руковод­ствовался и у себя на заводе. От ученика электрика дорос до начальника ведущего цеха – электровозосборочного. О том, как ценило его руководство, говорит звание «Почетный железнодорожник». Два десятка лет отдала предприятию и Маргарита Александровна.

– Династия Лисовских – гордость ЯЭРЗ. Отец Стани­слава Антоновича еще до войны работал на этом предприятии. Старший сын поднялся до заместителя директора завода, младший был замначальника цеха.

Дети не забывают своих трудолюбивых родителей. Часто с семьями навещают отца и мать. А в большие праздники всегда в сборе: и внуки, и даже правнук.

Мне вспоминаются слова писателя Габриэля Гарсиа Маркеса: «Чтобы увидеть человека, нужно мгновение, чтобы оценить – час, чтобы полюбить – день, а чтобы разлюбить может не хватить и целой жизни». Супруги Лисовские – этому пример.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n39id/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость