Главное:

Есть закон, чтоб землю выдать к лету

До сих пор оформление гражданами земельных участков в собственность напоминало «хождение по мукам». Такие мытарства пришлось испытать нашей читательнице Лилии Николаевне Ивановой.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ В АРЕНДУ

Лилия Николаевна родилась и выросла в Ярославле. В войну, спасая семью от бомбёжек, мать увезла детей в деревню Кресцово, что на границе нашей и Костромской областей. Здесь девочка окончила школу, работала в колхозе, а в 1947 году уехала в Ленин­град, где выучилась на инженера пищевой промышленности. С дипломом специалиста Иванова вернулась в Ярославль, работала в кондитерской и хлебной промышленности и в 1987 году вышла на пенсию. В Кресцове оставались родственники, подруги дет­ства, сюда она не раз приезжала в отпуск. Вот и решила на пенсии купить в почти родной деревне дом с участком. Купила, оформила по тогдашним законным нормам. Есть у неё и заверенный печатью сельского совета договор купли­продажи дома и участка к нему в шесть соток (больше тогда в деревнях не нарезали). В 1992 году решением администрации Климовского сельсовета ей выдали свидетельство о праве соб­ственности на землю. И опять­таки только на шесть соток, хотя все эти годы в её пользовании, как и у предшествующего владельца, были два больших участка за домом: картофельник и овинник, соответственно пять с небольшим и семь соток.

Когда Лилии Николаевне перевалило за восьмой десяток и надо было думать о передаче участка в наследство, обеспокоилась она регистрацией земли, всех, как она считает, по праву принадлежащих ей 18 соток. Ведь многим в деревне картофельники сельсовет обмерял ещё в 1992 году и включил в границы землевладений, а она не «подсуетилась», не до того было, в 1991 году дом на участке сгорел.

С 2002 года Иванова пытается оформить беспаспортную землю. Но бывший начальник земельного отдела Алексей Григорьев, взявшийся помочь женщине бесплатно зарегистрировать участок, умер, и дело не было доведено до конца. Ходила потом к его преемнику Александру Градусову, но тот сказал, что бесплатно землю оформить нельзя.

Нынче летом, узнав, что в 2007 году с января введён упрощённый порядок регистрации земельных участков (так называемая «дачная амнистия»), Лилия Николаевна вновь обратилась с просьбой в администрацию Некрасовского муниципального района дать ей разрешение на приобретение в собственность картофельника с овинником. Исполняющая обязанности председателя комитета управления муниципальным имуществом (КУМИ) Валентина Луговая ответила ей, что «указанные земельные участки 569 и 704 кв. м могут быть ей предоставлены только в аренду».

– Как же так, – пожаловалась Лилия Николаевна редакции газеты, – я всегда владела этой землёй, возделывала, удобряла, а теперь должна платить за неё арендную плату?

Мало того, ей предложено вновь начать сбор целой кипы документов: выписки из похозяйственной книги сельской администрации, выполнить кадастровую оценку земли в кадастровой палате, оформить межевое дело в коммерческой землемерной организации. А там, в свою очередь, с пенсионерки потребовали 2,5 тысячи рублей и доставку в деревню землемеров из райцентра собственным транспортом.

НА ЧЁМ СПОТКНУЛАСЬ «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ»

В чём же состоит упрощённый порядок регистрации земли? Как проще оформить землю в собственность Ивановой и ей подобным? Может быть, недавно принятые дополнения к «дачной амнистии» уже освободили их от значительной части хлопот?

С целым букетом этих вопросов я обратился к заместителю директора управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области Наталье Бибиковой.

– Наталья Кастусьевна, напомните нашим читателям, в чём заключались новации федерального закона № 93, вступившего в действие с 1 января 2007 года и получившего название «дачная амнистия»?

– Закон № 93 был направлен на реализацию прав граждан, которые пользовались земельными участками много лет до вступления в силу Гражданского кодекса 1995 года, до начала действия Земельного кодекса 2001 года и до вступления в силу Градостроительного кодекса 2005 года. Но права в установленном законом порядке у этих граждан были не зарегистрированы и не оформлены. То есть, как правило, един­ственным правоустанавливающим документом, который подтверждал их право пользования земельным участком, были либо членская книжка, либо протокол о приёме в дачный кооператив или постановление о выделении земельного участ­ка, а иногда договор купли­продажи, заключённый в «домашних условиях», то есть нотариально не заверенный. И поэтому в соответствии с дей­ствующим ранее законом такие землепользователи право собственности на участок не приобретали.

С выходом 93­го закона они могли реализовать своё право собственности и оформить участок в упрощённом порядке, имея хотя бы один из названных мной правоустанавливающих документов. Но хотя мы вели разъяснительную работу, ажиотажа с началом «дачной амнистии» не произошло, поскольку даже в рамках нового закона надо было собрать пакет документов, в котором в том числе должен содержаться план межевания границ земельного участка, на основе которого выдаётся кадастровый план. И это оказалось одной из главных причин, почему закон пробуксовал. Те 4 – 6 соток земли, из­за которых дачнику надо было обойти столько учреждений и заплатить от 3 тысяч рублей и более землемерам за межевое дело, столько в нашей Ярославской области не стоят.

У нас прошло совещание с участием кадастровой палаты и Роснедвижимости, чтобы каким­то образом снять эти препятствия или ввести правовое регулирование цен на оформление участков. Но поскольку межевание по 93­му закону проводилось на коммерческой основе землеустроительными фирмами, очень трудно было ввести ограничение цен.

В среднем межевание земельного участка на территории области независимо от границ, от ценности земли, достигало от трёх тысяч в сельских районах до восьми-десяти тысяч рублей в пригородных. А ведь закон был рассчитан в основном на людей пожилого возраста, как правило, пенсионеров. Откуда у них такие деньги?

Вылилось это, по словам Натальи Бибиковой, по существу в провал «дачной амнистии», рассчитанной на то, чтобы большинство земельных наделов (не менее 300 тысяч, на которых нет современных регистрационных документов) обрели легитимность. Тогда их хозяева стали бы исправно и в полном объёме платить налоги – источник финансирования созданных сельских поселений.

На самом деле прирост обращений в госрегистрацию составил за десять месяцев всего22 процента, оформлять землю до 15 октября пришли всего 4290 хозяев земельных наделов из сотен тысяч владельцев, нуждающихся в регистрации участков. То есть увеличение к прошлому году составило 558 заявлений, и то в основном на объекты индивидуального жилищного строительства, а не на старые домовладения.

Кроме финансовых затрат сыграла роль и длительная бюрократическая волокита длиной от полугода и более, в которую 93-й закон по-прежнему вовлекал землевладельца. Помимо правоустанавливающего документа требовалось предъявить органам госрегистрации бумагу из администрации сельского поселения, выписку из похозяйственной книги, решение главы администрации района о выделении участка, целый пакет в несколько листов из кадастровой палаты, выписку из районного управления архитектуры о присвоении адреса домовладению, документ из БТИ, уже упомянутое межевое дело с аэрофотосъёмкой участка, его планом, уточнённым приборами «GP» спутниковой навигации, актом согласования границ, подписанным всеми соседями и, наконец, требовалась квитанция об уплате госпошлины 100 рублей за каждый объект с копией.

В общем, прав был директор Ярославского управления госрегистрации Лев Иванович Хориков, когда на встрече с журналистами, аккурат перед выходом дополнений к «дачной амнистии», заявил, что слово «амнистия» означает освобождение, а в 93-м законе её нет.

АМНИСТИЯ –ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ

В октябре в печати появилось интервью директора Федеральной регистрационной службы Сергея Васильева, который сказал, что подготовлен и уже прошёл ряд чтений в комиссиях Госдумы законопроект о дальнейшем упрощении процедуры регистрации, вызванный к жизни тревожными сигналами о повсеместном провале «дачной амнистии» в регионах. И вот24 октября «Российская газета» опубликовала принятый Думой новый документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

– В статье № 14 названного федерального закона как раз внесены изменения в пункт 4-й статьи 25.2 ФЗ от 21.07 1997 г. № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», – пояснила Наталья Кастусьевна. Этот пункт изложен в новой редакции. Он касается тех земельных участков, которые предоставлены до введения в действие Земельного кодекса РФ для личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. То есть регистрация вот этого ограниченного, в то же время достаточно распространённого в области перечня владений претерпела ещё ряд упрощений. То есть право собственности на эти участки осуществляется даже, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленных правоустанавливающих документах, не соответствуют данным кадастровой палаты. Допустим, в постановлении о выделении земельного участка указана площадь 10 соток, а в кадастровом плане 12. Это сегодня не препятствие для регистрации.

Не препятствует регистрации теперь даже то, что кадастровая карта не содержит сведений о земельном участке в полном объёме, в том числе сведений о местоположении границ, либо данные нуждаются в уточнении. То есть практически кадастровый план теперь достаточно иметь в виде первого лицевого листа с адресом, занимаемой площадью, оценочной стоимостью земли – и всё. Толстой пачки документов, которую палата выдавала раньше, уже не требуется. Не нужно и составление самого затратного по времени и деньгам межевого дела для таких участков.

Минимальный перечень документов теперь таков: правоустанавливающий документ (причём не нужно уточнять вид права собственности, что раньше было препятствием для регистрации). И первый лист кадастрового плана. Истребование у заявителя дополнительных документов, написано в законе, для государственной регистрации права собственности гражданина не допускается.

– А как же в конкретном случае с регистрацией земли Лилии Ивановой?

– Случай у неё непростой, – говорит Наталья Кастусьевна. – Дело в том, что все правоустанавливающие документы у неё – и договор купли-продажи, и свидетельство о праве собственности на землю – только на 6 соток. Их ей зарегистрируют без проволочек, даже межевого дела теперь не нужно. Но у неё нет ни одного документа, где бы упоминались ещё два участка. Поэтому КУМИ и предлагает взять их в аренду. Но в этих случаях закон допускает приобретение к делу решения суда по её иску к администрации муниципального района. А суд решит дело в её пользу, если Иванова представит свидетельства соседей, родственников, бывшего владельца участка или его детей о том, что все 18 соток входили в домовладение и обрабатывались прежними владельцами и Ивановой.

То есть даже в таких запутанных случаях ситуация не безвыходная. И мы надеемся, что процесс регистрации участков, которыми граждане владеют давно и по праву, теперь ускорится.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n38al/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость