Главное:

На «лысой» резине далеко ли уедешь?

И, казалось бы, никто в своём уме не сунет пальцы в розетку и не войдёт в клетку с голодным тигром. А вот выехать на машине, в которой люфтит рулевое управление или колёса обуты в «лысую» резину — это запросто. Но даже если водитель исправно подготовил автомобиль к суровым условиям зимы, ему невредно ещё и поменять отношение к управлению автомобилем. Иначе не спасут никакие шипы. Они и не спасают: с каждым годом по обочинам дорог всё больше искусственных роз и других цветов.

— Вообще шипованная резина — палка о двух концах, — считает Сергей, отработавший инструктором автошколы ВОА несколько лет. — У многих автолюбителей есть склонность считать, что шипованная резина спасает от всех неприятностей, связанных с заносом на обледеневшей дороге. Многие водители, «переобувшие» автомобиль, продолжают ездить «по-летнему».

Между тем как раз наличие шипов обязывает их соблюдать двойную осторожность. Парадокс, но чаще безопасность движения обеспечивает летняя резина. В осеннее время часто можно наблюдать, как престижный автомобиль крадётся со скоростью пятьдесят километров в час. Становится ясно, что водитель не поменял летние покрышки на зимние и крепко об этом помнит: просчитывает ситуацию на дороге, плавно разгоняется и тормозит, заранее перестраивается, старается не выходить в крайний левый ряд без необходимости. Но посмотрите на того же человека, «обувшегося» в шипованную резину! Такое ощущение, что ему приделали крылья. И ему бывает весьма неуютно, когда выясняется, что шипы держат только до определённого момента.

— Самый простой пример, — продолжает опытный инструктор, — начало оттепели, когда под снежно-песчаной кашей на дорогое сохраняется ледяной накат. Пока вес автомобиля «прожимает» шипы до наледи, водитель его контролирует, но когда колёса «всплывают», машина срывается в занос. И здесь есть два аспекта: во-первых, в этой ситуации часто срываются, допустим, только задние (передние) колёса. Или только левые (правые). Это гораздо хуже «управляемого» заноса, которым гонщики, к примеру, пользуются для скоростного прохождения поворотов. Ситуацию легче исправить, если в конструкции автомобиля заложены специальные меры борьбы с заносом, вроде АБС или «подруливающей» задней подвески на переднеприводном автомобиле. Во-вторых, предсказать вариант, когда именно произойдёт срыв «на каше», практически нереально.

Ещё хуже, если по бедности или по недомыслию водитель ставит на ведущий мост зимнюю шипованную резину, а колёса другого оставляет с летними (и самое худшее — лысыми) шинами. При нынешней ситуации на дорогах это граничит с самоубийством. Судя по всему, именно так была оснащена «девятка», попавшая в аварию (на снимке), о которой мы писали на днях («СК» от 6 декабря, материал «Авария унесла пять жизней»).

— Ещё один аспект, — подчёркивает Сергей, — отсутствие должного уровня культуры и взаимоуважения водителей. Часто, переставив колёса на зимнюю резину, владелец автомобиля забывает указать, что его колёса оснащены шипованной резиной.

Естественно, большая часть законопослушных читателей тут же спросит: а что в таком случае делает наша дорожно-патрульная служба ГИБДД? Почему она не ловит тех, кто ездит на «лысой» резине и не применяет к ним всю мощь нашего закона? Так вот — ловит и применяет. За ненадлежащее состояние резины инспектор может наказать нерадивого водителя на сумму аж… в сто рублей! И нет в статье 12.5 части первой Кодекса об административных правонарушениях ничьего злого умысла.

— По закону, мы можем запретить эксплуатацию автомобиля только в трёх случаях: неисправности рулевого управления, тормозной системы и сцепного устройства в составе тягача, — пояснил редакции заместитель начальника управления ГИБДД, подполковник милиции Андрей Вячеславович Сироткин. — Что же касается состояния покрышек, то чаще всего к аварийным ситуациям приводит не столько их износ, сколько несоответствие их типа реальным дорожным условиям. То, что в гололёд можно встретить автомобили на летней (или хуже того — дождевой) резине — ещё полбеды. Бывают ситуации, когда, допустим, правое переднее и левое заднее колеса оснащены шипованной резиной, на левом переднем — всепогодная покрышка, на правом заднем — дождевая. И даже если ни одна из них не изношена до «лысого» состояния, ездить на таком автомобиле — самоубийство и потенциальная угроза окружающим. Поймите правильно: ГИБДД прилагает все усилия, чтобы снизить аварийность на дорогах. Но и водители должны понимать, что к зимней эксплуатации автомобиль нужно готовить во всех аспектах. Это касается не только резины: особое внимание нужно обратить на исправность светового оборудования, состояние дворников и омывателя стёкол, системы обогрева.

Но нельзя сказать, что наши люди такие уж вовсе беспросветные разгильдяи за рулём. Нет, просто многие живут по принципу — «пока гром не грянет». По словам заведующей магазином «Дикон Авто» Елены Владимировны Чумагиной, как только стукнут первые морозы, народ ломится за тосолом… Как только гололёдом природа напугает — так едет за шипованной резиной. Прямо как был на летней или дождевой, так и едет…

Выводы из сказанного просты: чтобы не было нужды выходить из экстремальных ситуаций, в них прежде всего не нужно попадать. На скользкой дороге не только скорость страшна — и на двадцати километрах в час можно вылететь на встречную полосу. Опасны именно резкие движения, особенно связанные с манипуляциями элементами управления «газ-тормоз». На трассе самое внимательное отношение должно быть к таким манёврам, как обгон и перестроение, в пределах городской черты предельно важно заранее просчитывать возможность смены сигнала светофора и реакцию на него водителей, находящихся впереди.

Можно ли справиться с заносом? Да. Но ни наша газета, ни другое печатное издание в этом благом деле — не помощник. Мы, конечно, можем пояснить, что заднеприводный автомобиль нужно стабилизировать, поворачивая руль в сторону заноса градусов на 90 — 120 — 180 и увеличивая тягу двигателя по мере восстановления контроля над траекторией. А переднеприводный, наоборот, нужно вытаскивать, выруливая в сторону, противоположную заносу. Правда, вспоминать об этом, когда машину тащит под двадцатитонный КамАЗ с песком, будет уже поздно. Поэтому управлять автомобилем в заносе нужно учиться. Не грех отдать за это деньги хорошему инструктору, выехать на специальную площадку и там вдоволь «накувыркаться». И вот когда о том, что и когда крутить, а также когда и куда нажимать, будет знать не голова, а руки и ноги, можно будет (помолясь и обувшись в зимнюю резину) выехать за ворота стоянки или гаража. Если уж очень невтерпёж…

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n383v/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость