Главное:

Рыбинское море под охраной МВД

НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

В минувший понедельник погода вполне способствовала намеченной операции. В Рыбинске нас поджидали опытные работники рыбоохраны, на водной базе «Свобода» был готов к выходу в море быстроходный катер «Неп­тун­450». Впрочем, наше морское путешествие началось ещё в Ярославле, где на улице Победы не так давно «стала на якорь» очень серьёзная организация – ЯГУП «Охрана» МВД России. Директор филиала этого государ­ственного предприятия по Ярославской области двухметровый гигант Александр Гуляев, одним своим внешним видом олицетворяющий силу и мощь власти, как раз и стал организатором этого рейда.

– Наша организация оказывает высококвалифицированные услуги по многим направлениям, – ввёл в курс дела Александр Викторович.– Это военизированная и сторожевая охрана, монтаж и обслуживание технических средств охраны и пожарной сигнализации, охрана перевозимого имущества и так далее. И вот с некоторых пор к нашим обязанностям прибавилась ещё и охрана водных биоресурсов, в частности, мы взяли под опёку Рыбинское водохранилище. Согласитесь, гигант­ский водоём площадью свыше 2000 квадратных километров, окружность по кромке которого составляет 800 километров, эффективно контролировать лишь силами Россельхознадзора довольно сложно. Развитие новых технологий в навигационном хозяйстве, растущее число быстроходных судов, которые берут на вооружение в том числе и браконьеры, диктуют необходимость применения более эффективных мер по охране рыбных запасов.

Словом, нынче впервые в нашей стране на территории Ярославской области решено провести эксперимент по взаимодействию ФГУП «Охрана» МВД России с традиционными подразделениями рыбоохраны.

Несмотря на то, что официально к рыбоохранной деятельности фгуповцы подключились в середине июня, уже в мае, когда на море наступила самая ответственная пора – массовый нерест, представители «Охраны» помогали пресекать правонарушения. «Улов», полученный в результате совместных дей­ствий, получился, прямо скажем, обильным. Возбуждено по материалам рейдов 42 уголовных и 44 административных дела.

– За прошедшие несколько месяцев на Рыбинском море стало гораздо спокойнее, что говорит о серьёзном профилактическом эффекте принимаемых мер, – резюмирует Александр Викторович.

РЕЙД НА РЕЗИНОВОМ ХОДУ

В Рыбинск мы прибыли в разгар солнечного дня. Возле здания межрайонного отдела охраны природы Рыбинска и Рыбинского района нас ждал УАЗик. Первая часть нашего рейда – сухопутная. Сергей Смирнов и Олег Коршунов – двое из восьми сотрудников спецподразделения, созданного в Рыбинске с целью охранять рыбу от бра­коньеров на водохранилище.

– Едем в направлении 12 ручьёв, – сообщает через плечо сидящий за рулём Олег.

– Это любимое место браконь­еров, – дополняет информацию напарника Сергей.

– Сейчас там относительное затишье. А вот во время нереста трудно сказать, кого больше у кромки моря – нерестящейся рыбы или жаждущих поймать её людей. В этот период уголовные дела размножаются в геометрической прогрессии... Рыба в десятке метров от берега буквально кишит под ногами. Понятно, что соблазн велик. Но если не выполнять законы, регулирующие лов, и не заметишь, когда наступит период полного безрыбья в наших водоёмах.

Говорят, в старину во время нереста был повсеместно на Руси наложен запрет на колокольный звон, а деревенские бабы, полоская в речках и озёрах бельё, старались поменьше шуметь.

– А сейчас наоборот, – говорит Олег. – Люди в конце апреля словно с цепи срываются.

Машина тем временем тормознула у самого берега моря. Наши спутники достали мор­ские бинокли с десятикратным увеличением и принялись осматривать окрестности. Тишь да гладь. Едем дальше.

Проехали примерно 20 километров. Дважды причаливали к берегу. Видели пару лодок невдалеке. В бинокль хорошо заметно, что рыбаки ловят удочкой. Нарушением считается добыча рыбы с помощью сети. За это предусмотрена система наказаний.

Всего за половину первого месяца лета было выявлено 13 фактов браконьерства, а в июле – только восемь. Скорее всего, это говорит о том, что любители незаконной ловли почувствовали, что ими стали заниматься всерьёз. Безусловно, многих рыбаков повышенный контроль за их поведением на воде отрезвляет. Они становятся либо более осторожными, либо вовсе «ложатся на дно». Но есть и такие, кому и «море по колено». К примеру, Андрей Иванович Алаев, проживающий в посёлке Свингино Рыбинского района, попадался в расставленные рыбоохранные сети несколько десятков(!) раз. Вот один из свежих примеров. 28 июня в 21 час 50 минут вышеупомянутый Алаев находился на водохранилище с запрещённым орудием лова – ставной сетью длиной 60 метров, высотой 1,2 метра, ячейка – 40х40 миллиметров. Итог встречи с работниками спецподразделения – штраф в размере 1500 рублей.

По словам Сергея Смирнова, Алаев хоть и злостный нарушитель, но при задержании в бутылку не лезет, исправно платит штрафы и... продолжает свою браконьерскую деятельность. Мужик нигде не работает. Ловля рыбы – для него способ выживания.

КОШКЕ НА ПРОКОРМ

Чего только не прочитаешь в протоколах, подписанных браконьерами: «семью кормить нечем», «ловил от скуки», «захотелось рыбки копчёной», «нечем было кормить кошку» и т. д.

Рыболовы «со взломом», как правило, солидарны. Нынче солидарность мощно подкреплена мобильниками. О появлении речного рыбного дозора через пару мгновений узнают друзья-товарищи по браконьерской доле. Тем более, что нередко рыбу преступно ловят целыми семейными кланами – сыновья с отцами, братья и дядья с племянниками.

Порой на территорию какого-нибудь ЧП, обладающего лицензией, вламывается браконьер. Предприниматель обращается с жалобой к инспекторам.

– А когда дело доходит до узнавания имён нарушителей, времени и места лова, пострадавшие отказываются от сотрудничества, – говорит Сергей Смирнов.

Но бывают исключения. К примеру, у сотрудников ФГУП «Охрана» налажен тесный контакт с руководством ООО «Свобода». В этом хозяйстве развито животноводство, а одно из направлений – рыболовство. Если на отведённом хозяйству участке завелся вор, то рыбоохранникам помогают и людьми, и техникой, заправляют лодки бензином.

– С такими приятно работать, – резюмирует Сергей Смирнов.

Вообще, надо сказать, законопослушных, официально зарегистрированных рыболовецких артелей на море немало. Имеется около 60 таких организаций. Причём каждому звену, состоящему из двух человек, в среднем «нарезается» участок площадью около 10 квадратных километров. Звено имеет право поставить 80 сетей. Если учесть, что в организации до десяти звеньев, то несложно подсчитать, что почти 50000 сетей расставлены только легально.

Конечно, улов регулируется. Выловил больше, чем положено по квоте, штраф. Если звено из года в год недобирает улов, оно тоже наказывается материально. Логика простая – место занимаешь, а рыбку не тягаешь. Больше бы поймал, больше бы налога заплатил. Конечно, браконьеры «помогают» выполнять план. Но навар-то идёт мимо «общественной кассы». К примеру, нынче, 14 августа, «за-светился» на море житель поселка Каменники Евгений Павлов, ударно поработавший на собственный карман. В 10 километрах от берега у 10-го бакена браконьер добывал рыбу с помощью двух ставных жаберных сетей длиной 60 метров каждая. В них угодили и язь, и чехонь, и густера, и синец, и плотва. Возбуждено уголовное дело п. «Б», ч. I ст. 256 УК РФ.

Подъезжаем к дамбе. На шоссе мотоцикл «Днепр» образца 1949 года. Его хозяин Михаил Фёдорович Прокопенко оказался и рыболовом удачливым, и собеседником разговорчивым.

– Сейчас 6 вечера, а я сижу в лодке с 9 утра. Поймал леща на2 кило, подлещика граммов на 800. А всего – килограммов 20. Всё честно, – говорит оператор котельной приборостроительного завода.

ПОД КИЛЕМ ДО 1,5 МЕТРОВ

Подъезжаем к водной базе «Свобода». Раньше станция принадлежала 30-му заводу, а сейчас – Рыбинскому мебельному комбинату. Среди других судов стоит и катер, арендованный ФГУП «Охрана». Пока Олег и Сергей ходят за горючим для мотора «Яма-ха-40», знакомимся с достопримечательностями станции. Одна из главных – сам начальник базы, все его уважительно величают Михалыч. Крепкий бритоголовый мужик лет под 60, из них почти 25 лет руководит базой. Много для неё сделал господин Замчевский: при нём построен современной конструкции причал, которому любой шторм нипочём. Михалыч и живёт при базе. Прежде здесь же держал штук 20 индюков и даже цесарку – единственное в мире существо, для которого, говорят, колорадский жук – лакомство.

– Я тоже так раньше думал, – говорит Михалыч. – Поймал жука, предложил цесарке – не жрёт...

Вышли в море. Скорость «Нептуна» – под 50. Эхолот показывает глубину то 18, то 10, то... 1,5 метра. Сергей срочно поднимает мотор, чтобы винт не ударило о камни. На экране эхолота замельтешили тёмные пятна: их то больше, то меньше. Внизу под нами стая рыбы.

Подошли к лодке, покачивающейся на лёгких волнах. Члены звена одного из частных предприятий Борис и Андрей мирно опускали из деревянного некрашеного ящика сеть. У них есть лицензия на лов. Желаем им удачной рыбалки. Сколько мы ни всматривались вдаль через окуляры бинокля – вокруг чисто. Правда, через полчаса встретили сразу две лодки. В одной находились два мужика. Состояние сумеречное. Лыка не вяжут. Рыбу не ловят даже на удочку. В другой – трезвые супруги средних лет. На море приехали по железной дороге «просто отдохнуть».

Поплавали ещё с час. Вдруг Сергей прибавляет газу. Что-то заметил в бинокль. Тормозим. За бортом пустая полторашка. Олег достаёт её из воды. К горлышку бутылки из-под пива привязана верёвка. Дружно тянем. Вытянули перепутанную, всю в кореньях и водорослях сеть. Одна из версий: кто-то поставил орудие лова, обозначив самодельным буем, а сеть унесло штормом. Как говорится, концы в воду...

За левым бортом проплыл знаменитый остров под названием Святовский мох. Когда-то гигант-ский клочок торфа перемещался по воле волн. Затем деревья, кусты на мели вросли в дно. Остров замер на месте. Сюда любят приставать на лодках, отдыхают. Укрываются от непогоды. Вышли на фарватер. Рядом прошел теплоход. В иллюминаторах электрический свет, на палубе грохочет музыка. Солнце тихо опускается к брейтовскому берегу. До кромки моря – совсем чуть-чуть. Браконьеров мы так и не встретили. Видно, не судьба. В последний день сентября истечёт срок сезонного договора о сотрудничестве. И тогда будут подведены окончательные итоги рыбоохранной деятельности Ярославского филиала ФГУП «Охрана».

Мнение руководства рыбин-ского линейного отдела внутренних дел: «Нам давно так эффективно не помогали».

Если у браконьеров на этот счёт имеется противоположное суждение: дескать, «нам давно так не мешали», то со своими задачами «Охрана» справляется успешно.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n396l/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость