Главное:
Это будет мир для нашего времени?

Это будет мир для нашего времени?

Секция имени принца Датского
В ресторане «Арены-2000» остывали куриный шашлычок, отбивное мясо под брусничным соусом и ещё десятка два-три деликатесов на выбор. Перерыв в работе конференции начался полчаса назад, и члены трёх (из четырёх работавших на конференции секций) вовсю демонстрировали верность армейской мудрости: «война-войной, а обед по распорядку».
Утих Владимир Жиринов­ский, повеселивший народ на секции «Современное государство против терроризма, сепаратизма и ксенофобии» заявлением, что ксенофобии в России нет вообще. Везде, знаете ли, есть, а у нас нет! С чувством выполненного долга вышли из секции «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной безопасности» Геннадий Зюганов и Юрий Лужков. Суперполитолог при всех режимах Глеб Павлов­ский с аппетитом устранился от воспевания многообразия демократического опыта на соответствующей секции.
И только члены секции
№ 3 «Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов» не спешили бросать работу ради усвоения калорий. Им было не до еды. Каждый выступающий на секции № 3 превышал регламент как минимум вдвое, ибо очень многое хотелось сказать! И каждый следующий оратор был не согласен с предыдущим...
Дискуссия шла острая, но негромкая. За перегородкой, где обсуждали борьбу с терроризмом, с утра до обеда поминутно раздавались взрывы аплодисментов, а в секции
№ 3 спорили хоть и яростно, но тихо. Оно и понятно: здесь говорили о том, что делать с пошатнувшимся от кризиса миром.
«Que faire? (ке фер? (франц.) - «что делать?») - звучало непрерывным подстрочником в речи модератора секции № 3 президента Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаля. Он сам и отвечал уверенно и напористо, но чем дольше умный француз говорил, тем больше слышалось гамлетовское «Быть или не быть». Трагический вопрос принца Датского относится ко всему современному миру, к физическому существованию человечества.
Хэллоуин на гастролях
На секции № 3 собрались эксперты мирового уровня, высочайшей осведомлённости. В окружённой непроницаемым кольцом охраны «Арене-2000» среди своих они не сдерживались в оценках последствий кризиса. Не смягчённые для прессы или для избирателей слова звучали как лейтмотив «Песни о Буревестнике» великого пролетарского писателя Алексея Пешкова: «Буря! Скоро грянет буря!!!» Было страшно, словно на «празднике ведьм» Хэллоуине.
- После кризиса появился риск, что процессы глобализации нарушатся, а это чревато военными конфликтами,.. - сказал Тьерри де Монбриаль.
- Есть реальная угроза обострения международных отношений, экологических и социальных проблем, - заметил председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов.
- Нынешний кризис напоминает Великую депрессию 1929 года, но в более тяжёлом варианте, - констатировал лауреат Нобелевской премии, социолог, футуролог Элвин Тоффлер (на снимке справа).
Напомним: в 1929 году экономика США едва не рухнула, бизнесмены стрелялись пачками, слаборазвитые страны оказались лицом к лицу с угрозой голода. Куда уж, кажется, тяжелее? Но мистер Тоффлер в своём пессимизме был поистине беспощаден:
- Индустриальная экономика устарела, - вынес свой приговор футуролог. - Новая экономика, экономика информации и знаний, развивается стремительно. В США и Англии производства всё меньше, а информации всё больше, и в этом причина богат­ства этих стран. Готовы ли российские лидеры понять и принять новую экономику? Нет, не готовы, как и многие люди старшего поколения во всём мире. И это непонимание перед лицом беспрецедентного в истории кризиса весьма опасно.
Очень хочется оспорить такую уничтожающую оценку, но сложно не верить Тоффлеру, по учебникам которого училась половина российских политологов. Но как не мрачно смотрит на ситуацию Тоффлер, его соотечественник, профессор социологии Нью-Йоркского университета Крейг Калхун пошёл ещё дальше.
- Мир развивается неадекватно и неравномерно, - сказал Калхун. - Европа не в состоянии проводить общую экономическую политику. В районе Персидского залива царит хаос. Треть государств мира - постколониальные страны, которые буквально разваливаются на наших глазах. ООН нуждается в реформировании. За переходный период, в который мы все вступили, необходимо срочно, в кратчайшие сроки, создавать систему управления, договариваться всеми средствами, в первую очередь - дипломатическими.
Рецепт Калхуна был бы хорош, если бы тут же, на секции, не стали известны последние «успехи» межнациональной дипломатии. Не так давно лидеры «большой двадцатки» твёрдо договорились о запрещении протекционизма - лоббирования правитель­ствами интересов своих экономик в ущерб международной. В течение года из 20 «договорившихся» стран 17 нарушили собственный запрет... Если дипломатия такого качества - единственный способ выйти из ужасов, описанных Калхуном, то дело - табак. А точнее - порох.
Ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов привёл «пороховые» цифры: сейчас в мире не погашено пламя 16 вооружённых конфликтов. Это меньше, чем в прошлые годы, однако нельзя забывать, что силы войск ООН и некоторых государств-миротворцев сейчас ведут более 60 миротворческих операций, то есть ещё 60 локальных войн «тлеют на международных штыках». Стоит эти штыки убрать - и маленьких войн будет 80. А в мире всего около 200 государств...
Лидер российского «Союза правых сил» Леонид Гозман (на снимке слева)окончательно «сгустил тучи», косвенно охарактеризовав ситуацию даже не как предвоенную, а как военную.
- Мы можем победить, только если сплотимся крепче, чем во время Второй мировой,.. - сказал Гозман, имея в виду альянс США, Европы, России и Японии.
В общем, приятная идея: взять - и всем сразу подружиться. Единственный маленький недостаток - абсолютно утопическая. А так - ничего. А не было ли более выполнимых предложений по выходу из общемирового кризиса?
Кто хочет стать членами?
В итоге вала шокирующих выступлений нарисовалась общая картина маслом. И сыром. Вот она.
США с 1945 года были бесспорным мировым лидером: они создавали треть(!) общемирового ВВП, они обеспечили себе абсолютное превосходство в области информационных технологий, фактически - в экономике будущего. Штаты имеют столько обычного (в том числе и высокоточного) оружия и такую армию, что вздумай Америка воевать со всем остальным миром - остановить её сможет только ядерное оружие.
В то же время США создали «экономику мыльного пузыря». Безответственная раздача кредитов, финансовые спекуляции привели к мировому кризису. Велик риск, что через 2 - 3 года планету захлестнёт его вторая волна, по сравнению с которой первая покажется лёгкой рябью. Даже если второй волны не будет, то раньше чем через 20 - 30 лет последствия кризиса преодолеть не удастся.
Что делать? По мнению большинства экспертов конференции, всё нужно поделить заново: и экономику, и политику. То есть отказаться от системы слишком свободного рынка и создавать многополярный мир.
Сначала об экономике. Поскольку голода и резни во время нынешнего кризиса удалось избежать благодаря усилиям правительств, а вовсе не транснациональных корпораций и банков, значит, чиновникам всех стран и карты в руки, а бизнесмены пусть потеснятся. Финансовые операции - под контроль правительств! Обществу безудержного потребления, в котором прибыль считалась главной целью, конец!
Теперь о политике. Ослабевшие США еле-еле производят 15 процентов мирового ВВП и вообще скомпрометировали себя войной в Ираке и прочим... Пусть-ка подвинутся и дадут порулить другим! Следует создать новые международные альянсы, которые будут управлять миром. Как сказал Тьерри де Монбриаль: «создать большую «N» (тройку, восьмёрку, десятку, двадцатку». В качестве будущих «рулевых» («полюсов силы») называли Китай, Россию, Бразилию, Индию, ЮАР, европейские страны. Предполагается, что все члены этой могущественной «N» будут строго, но справедливо противостоять терроризму и преступности, гасить локальные конфликты, обуздывать новые эпидемии, противостоять глобальному потеплению, работорговле, однополому сексу, регулировать экономику (в том числе и друг друга).
Леонид Гозман договорился до того, что заявил о необходимости упразднения понятия «суверенитет».
- Сегодня нужны радикальные решения! - вещал главный российский «правый». - Национальные особенности - это лишь орнамент, а экономика и политика должны быть во многом общими. Посмотрите, в какой тупик завела политика «особого пути» Польшу, Португалию, Россию! Нужно, чтобы ни одна страна не могла единолично принимать решения по ряду вопросов, которые раньше считались «внутренними делами».
От таких слов порой создавалось впечатление, что г-н Гозман специально старается опустить ниже плинтуса и так изрядно подмоченную репутацию российских либералов.
От такого же слышу!
Идеи о «великой общности» выглядели особенно сомнительно ещё и потому, что даже в уютном зале секции
№ 3 вежливые и интеллигентные люди, собиравшиеся поговорить на тему «как бы поуправлять миром вместе, а не под диктовку США», никак не могли не ссориться. Сергей Миронов горячо оспаривал замечание Тьерри де Монбриаля о «слабых регионах», узрев в этом намёк на слабость родной России. А депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин, один из ведущих специалистов страны по военно-стратегическим вопросам, вообще напал на старичка Тоффлера с горькими упрёками:
- Господин Тоффлер рассказывает об «информационной экономике»! - возмущался депутат. - Вы попробуйте получить у США хоть какую-то приносящую реальный доход и могущество информацию!
Эффектный ответ на антиамериканскую филиппику
г-на Кокошина дал вовсе не Тоффлер, но об этом чуть позже. Главное в том, что во всех этих словопрениях о многополярном мире без диктата США слышалось плохо скрытое желание самим сыграть роль поглавнее в новой «большой «N». Мол, звёздно-полосатый «лев» временно ослабел, спешите занимать места.
Идея многополярного мира выглядит несколько пугающе ещё и потому, что смещение США с позиций лидера повлечёт более глубокие перемены, чем мы можем себе представить. Например, сейчас доллар имеет все шансы потерять роль резервной мировой валюты. Допустим, вместо него образуется «корзина резервных валют» - пять лет миром правит юань, ещё пять - евро, ещё пять - фунт стерлингов и т. д. Как демократично, как многополярно! Ура! Ура? Сами эксперты, ратующие за многополярность мира, отметили, что при введении «корзины валют» возможны мгновенные скачки цен на всё (!) в сотни раз! Представьте: просыпаетесь вы утром, а «Тойота» в соседнем автосалоне продаётся за двести рублей? Или наоборот - пакет молока стоит десять тысяч? И в том, и в другом случае жизнь ваша будет трудной. Не слишком ли высокая цена за многополярность?
Рассуждавших о новых, доселе невиданных принципах коллективного международного управления ничуть не смущал вопрос об ООН. Все сходились на том, что организация прекрасная. Правда, промолчала во время грузинской агрессии против Осетии, прозевала Ирак, допустила геноцид в Югославии, но работает великолепно! Радетели за новый международный порядок напоминали человека, не справившегося с управлением одним автомобилем и поэтому решившего купить второй, покруче, и отправиться на автогонки за золотой медалью.
Кстати, такой ли уж новый этот многополярный порядок? Помнится, на заре XX века создали мощный альянс, назывался Антанта. И экономику тогда правительства изо всех сил регулировали. Чем это кончилось и вспоминать не хочется...
Дракон
поднимает голову
Ответ на горькую жалобу депутата Кокошина, что США не делятся информационными технологиями, дал... сам депутат Кокошин. Он сообщил, что Китай объявил нацио­нальной задачей вытеснение США с позиций лидера на рынке информационных технологий (по Тоффлеру - в единственно возможной экономике будущего).
- И лет за 15 - 25 китайцы с этим справятся, - уточнил депутат. - В крайнем случае, они могут закрыть границы для импорта информационных технологий - ведь внутренний рынок у них миллиард­ный.
В общем, Китай, заслуживший прозвище «мировой мастерской», с лёгкостью добьётся того, чем, по мнению Кокошина, США должны неизвестно с какого перепуга добровольно делиться с Россией.
Кстати, в «восточном» вопросе были единодушны все эксперты. По общему мнению, главный полюс управления миром переместится в Азию неизбежно и довольно скоро. И сильному Китаю можно хоть границы закрывать, хоть новую «культурную революцию» объявлять, хоть многополярные «большие «N» подальше посылать, хоть вой­ска для защиты интересов своих корпораций в Африке держать (как Пекин уже делает). И добился он этого отнюдь не созданием международных альянсов.
А как смотрится на этом фоне идея новых многополярных союзов - это каждый решит для себя сам.
А нам - не страшно
Некоторая растерянность экспертов оптимизма не добавляла. Можно было бы и вообще загрустить, если бы не выступление главы парижского отделения Института демократии и сотрудничества Натальи Нарочницкой. Она долго ругала вульгарный либерализм, красиво рассуждала о «христианском социализме» и вдруг сказала:
- На наше поколение сил для лидерства у Америки хватит...
И вспомнилось, что в США в пику ярославской провели свою международную конференцию. В тех же числах. И президент Франции Николя Саркози уехал в Америку, а в Ярославль послал премьер-министра.
Так что не спешите бояться войн и скачков цен, граждане. Пока что все государ­ства мира остаются на своих, исторически заслуженных местах, вне зависимости от того, в секции под каким номером обсуждают их завтрашнюю судьбу.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n302h/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость