Главное:

Власть становится прозрачнее

Каким же он является на самом деле, современный чиновник? Насколько соответ­ствует занимаемой должности? На эти и другие вопросы должны были ответить члены комиссии, проводившей недавно аттестацию в аппарате областной администрации. Возглавлял работу комиссии вице­губернатор области Н. П. Воронин – профессор, руководитель, знающий не только работу аппарата администрации, но и современные принципы ее построения.

После окончания этой длительной (а шла она целый месяц) процедуры мы решили встретиться с членами аттестационной комиссии и выяснить, каковы их впечатления от проведенной аттестации и каковы ее результаты. Мы беседуем с тремя членами комиссии: начальником управления государственной службы областной администрации Ириной Игоревной Спириной, док­тором психологических наук, профессором Ярославского государственного университета имени К. Д. Ушинского Юрием Павловичем Поваренковым, кандидатом психологических наук, директором профориентационного центра «Ресурс» Ириной Вениаминовной Кузнецовой.

– Скажите пожалуйста, подобное мероприятие в среде чиновничества проводится впервые?

И. И. Спирина: Первая аттестация проводилась четыре года назад. Но нынешняя отличается тем, что кроме самой аттестации проводится и квалификационный экзамен, по результатам которого чиновникам всех уровней присваиваются классные чины.

– Это как в царской России: «он был титулярный советник, она генеральская дочь»?

И. И. Спирина: Нынешняя система классных чинов не повторяет существовавшую когда­то в царской России. Она создана заново в соответствии с существующими сегодня реалиями. Звания звучат вполне современно: секретарь государственной гражданской службы, референт государ­ственной гражданской службы, советник государственной гражданской службы. Для специалистов главной и высшей групп должностей введены чины государственный советник и действительный государ­ственный советник, от 3­го до 1­го класса.

– А зачем это вообще нужно, классные чины?

И. И. Спирина: Государ­ственная служба в Российской Федерации подразделяется на три вида: правоохранительная, военная и гражданская. В правоохранительной и военной службе чины (звания) существуют давно: советник юстиции, подполковник, адмирал и т.д. В гражданской же службе классные чины были ликвидированы после революции и восстанавливаются только сейчас. Очень важно, что класс­ный чин присваивается человеку не просто по выслуге лет, а после сдачи определенного экза­мена.

Ю. П. Поваренков: Чин означает, что человек достиг определенного уровня компетентности и на этом уровне может заниматься управленческой деятельностью. Иными словами, соответствует уровню такой­то должности.

И. В. Кузнецова: Это позволяет человеку не только увереннее себя чувствовать в определенной должности, но и совершенно четко представлять себе свои дальнейшие перспективы. Если он через определенное время положительно сдаст экзамен на следующий чин, то перед ним открываются иные карьерные возможности. А человеку всегда нужна ясность в карьерном отношении. Поэтому в современном положении о чинах определено, что такую­то должность на госслужбе могут занимать только люди, имеющие соответствующий этой должности классный чин.

– А если члены комиссии, принимающей экзамен, отнесутся к кому­то из претендентов слишком снисходительно или им, скажем, порекомендуют «сверху» не особо придираться к какому­нибудь кандидату?

Ю. П. Поваренков: А вот чтобы такого не происходило, и привлекают в комиссии всех уровней людей не из аппарата, таких как мы с Ириной Вениаминовной. Мы специалисты со стороны, никак не зависящие от аппаратных работников. Нами в этом плане командовать бесполезно. Поэтому наша точка зрения на аттестуемого максимально приближена к объективной.

– Ну хорошо, работающих чиновников теперь всех аттестуют. А как вообще происходит первичный отбор в чиновники? Захотел в эти ряды и, если кому замолвить за тебя словечко в верхах, пришел?

И. И. Спирина: В советское время существовало такое понятие, как номенклатура. Там были свои правила, как в нее попасть. Наши люди наверняка многие читали и видели множество кинофильмов на этот счет. Cейчас соответствующими указами президента страны набор чиновников на госслужбу производится исключительно по конкурсу. Сведения об открытии конкурса на какую­то должность помещаются на сайте администрации в Интернете и публикуются в двух областных газетах. Желающие подают свои документы в конкурсную комиссию, которая и отбирает из всех претендентов наиболее достойного по своим данным специалиста. Но кроме этого из числа кандидатов, как правило, отбирается несколько человек (если есть, по мнению комиссии, достойные) в резерв для будущих назначений.

И. В. Кузнецова: Мы в своей работе по аттестации тоже, кстати, занимаемся формированием кадрового резерва. Если человек прошел аттестацию хорошо, если он уже, образно говоря, перерос свою нынешнюю должность, а более высоких свободных должностей в штатном расписании пока нет, мы рекомендуем зачислить такого человека в резерв.

И. И. Спирина: Поэтому открывающиеся время от времени вакансии мы заполняем в первую очередь из резерва. А если в резерве нет подходящей кандидатуры, тогда уже открываем конкурс. Скажем, в прошлом году мы провели 29 конкурсов на замещение вакантных должностей на госслужбе.

– Расскажите, пожалуйста, а как проходит сама процедура аттестации.

И. И. Спирина: За месяц все сотрудники предупреждаются о ее проведении. Каждый из них готовит отчет о работе, проделанной лично им за прошлый год. А его непосред­ственный руководитель готовит отзыв о его работе за этот же период. Все материалы сдаются в комиссию.

Ю. П. Поваренков: Сама аттестация проходит в виде собеседования, в ходе которого мы пытаемся определить не только степень компетентности специалиста в порученных ему вопросах, но и степень объективности в отчете о работе самого специалиста и в отзыве о нем его непосредственного руководителя.

– Скажите, а все сотрудники областных властей прошли аттестацию?

Ю. П. Поваренков: Наша комиссия работала только в аппарате самой областной администрации. В различных департаментах и иных юридических самостоятельных подразделениях работали свои комиссии. Через нашу прошли 260 человек.

– Ирина Игоревна, это все работники областной администрации или есть исключения?

И. И. Спирина: Исключения есть. Но сделаны они не по доброте душевной по отношению к кому­то, а по положению об аттестации. Во­первых, аттестации не подлежат работники, которые прослужили в своей должности менее одного года. Во­вторых, аттестации не подлежат работники, с которыми заключен срочный трудовой договор. Поясняю. В аппарате областной администрации и ее департаментах работают в основном люди, заключившие бессрочный трудовой договор. Это специалисты разных уровней – от заместителей руководителей крупных подразделений и начальников отделов до рядовых сотрудников, вплоть до секретарей. Все они подлежат аттестации.

И есть люди, с которыми губернатор заключает срочные служебные контракты. Это в первую очередь его заместители, вице­губернаторы, руководители подразделений, входящих в областную администрацию, а также самостоятельных подразделений, обладающих правами юридического лица. Все эти люди (порядка 40 человек из около тысячи прошедших аттестацию) входят в коман­ду губернатора, которая приходит управлять областью вместе с ним и уходит с ним же, когда истекает срок полномочий губернатора. Их судьбу в процессе работы решает сам губернатор. Если какой­то человек из команды перестает устраивать губернатора как специалист, он может его уволить без всяких аттестаций и взять на его место другого работника без каких­либо конкурсов.

– Как вы считаете, такая постановка вопроса справедлива?

Ю. П. Поваренков: Думаю, что вполне.

– Ну и каковы же в итоге результаты аттестации? Все чиновники прошли процедуру, как говорится, без сучка без задоринки?

И. В. Кузнецова: К сожалению, не все. Некоторые сотрудники не работали целенаправленно над повышением своего профессионального уровня и имели даже случаи нарушений трудовой дисциплины.

И. И. Спирина: Им с учетом высказанных замечаний будут предложены в их подразделениях меньшие должности. А уж следующая аттестация покажет, извлекли они для себя какой­то урок или нет. К людям нужно относиться внимательно. Мы, даже когда проводится какое­то сокращение, стараемся всегда не выкинуть людей на улицу, а предложить им другую аналогичную должность в другом месте или включить в резерв.

– Эти несколько человек, так сказать, выявленный отрицательный результат. А какой положительный?

И. В. Кузнецова: Почему отрицательный? Аттестация и предназначена для того, чтобы определить, кто соответствует занимаемой должности, а кто нет.

– Но ведь это брак в предыдущем подборе кадров? Или нет?

И. В. Кузнецова: Можно сказать и так. Но процент не­прошедших от общего числа работающих незначителен.

Ю. П. Поваренков: Гораздо важнее то, что в результате аттестации примерно 20 – 25 процентов чиновников включены в резерв на дальнейшее выдвижение. То есть они уже сейчас способны на большее, но в штатном расписании на сегодня нет более высоких должностей для них. Это достаточно высокий показатель общего уровня кадров.

– Кстати говоря, чуть ранее Ирина Игоревна упомянула о проводимых время от времени сокращениях. Не считаете ли вы, проведя аттестацию, что управленческий аппарат у нас слишком раздут? Проще говоря, слишком много чиновников на душу населения.

Ю. П. Поваренков: В корне неверная постановка вопроса! Правда, так считает чуть ли не каждый второй вокруг. Тем не менее правильнее будет считать не общее количество чиновников, допустим, сейчас и раньше. А исходя из количества функций, которые они должны выполнять на своей должности. Отсюда, кстати, вытекает одна из задач, выявленных в ходе аттестации. Необходимо более четко прописать на всех уровнях должностные обязанности чиновников. Чтобы не было дублирования, превышения должностных полномочий и в то же время чтобы какие­то функции не остались безнад­зорными.

И. И. Спирина: А что касается общей численности чиновников, то могу привести такую статистику: в Центральном федеральном округе на тысячу человек населения приходится в среднем 1,3 чиновника, а у нас в Ярославской области – только 1.

– То есть есть возможность для роста?

И. И. Спирина: Речь должна идти не об абстрактном увеличении или уменьшении числа чиновников, а, как уже говорилось, о количестве возлагаемых на них функций. Если количество функций возрастает, а сейчас именно это и происходит, так как на уровень областей передается часть полномочий из федерального ведения, то количество чиновников объективно может вырасти.

– В заключение хотел бы спросить вот о чем. По вашим словам, складывается совсем неплохое впечатление об уровне наших управленческих кадров. Но если обратиться с этим вопросом к населению, то ответ будет не таким радужным. В чем же дело, как вы считаете?

Ю. П. Поваренков: Знаете, есть одно широко известное высказывание: плохих людей меньше, но они заметнее. Абсолютно правильное выражение!

И. И. Спирина: Бывает и так: человек чего­то требует, но закон не позволяет удовлетворить его требование. Чиновник разъясняет это человеку. Но человек обижается почему­то не на закон, что было бы логично. И не на людей, принявших такой закон, что было бы тоже логично. А именно на чиновника, разъяснившего ему суть закона.

И. В. Кузнецова: И еще один момент. С кем из чиновников чаще всего приходится сталкиваться человеку? Как правило, на уровне ЖЭКа, РЭУ, главврача поликлиники, директора школы и т. п. А все эти люди не являются государственными служащими. Да, они работают в госучреждениях, являются бюджетниками. Но не госслужащими. Это разные категории служащих. Если вас оскорбили в домоуправлении, это не значит, что все госчиновники грубияны. Это тоже плохо, но не нужно ставить знак равенства.

– Спасибо за беседу.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n35iq/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость