Главное:
Вопросы местного значения

Вопросы местного значения

– Речь, прежде всего, идёт о территориальном общественном самоуправлении. Явление это далеко не новое в нашей жизни. Становление общественного самоуправления приходится на 1998 – 1999 годы, когда многое в стране менялось, усиливались демократические процессы. Людям ведь всегда хочется, чтобы власти действовали в интересах населения, создавали условия для благоприятной жизни всех вместе и каждого человека в отдельности. Ну, а власти хочется, чтобы её слышал народ, понимал проводимую политику и задачи и действовал в соответствии с ними. Годы 1998 – 1999-й – это начало реформы ЖКХ, что и вызвало к жизни различные комитеты общественного самоуправления. Кто, как не сами жители, лучше знают проблемы своего дома, микрорайона, улицы? Тогда и были приняты пилотные нормативно-правовые документы, определяющие порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Стали создаваться первые комитеты.

– Кажется, первыми в Ярославле о себе заявили
КОСы – комитеты общественного самоуправления – в Кармановском посёлке и в 6-м Красноборском микрорайоне в Заволжье?

– Да, они были первыми. Ещё четвёртый и пятый микрорайоны Фрунзенского района. Сейчас в городе действуют 54 комитета общественного самоуправления. Больше всего их в Дзержинском районе – тринадцать, почти 126 тысяч граждан проживают на территории органов ТОС этого района – самого большого в городе. Семь ТОСов действуют в Заволжском районе; одиннадцать – в Кировском; десять – в Красноперекопском; семь – в Ленинском и шесть – во Фрунзенском. Но дело, конечно, не в цифрах, а в результатах, а они – налицо там, где ТОСы, и не только они, работают по-настоящему. Я имею в виду и домовые, и уличные комитеты, комитеты общественного самоуправления, институт старост домов. Ухоженные дворы, украшенные цветами, отремонтированные подъезды, в них тоже порядок. Всего этого невозможно было бы достичь только за счёт каких-то административных ресурсов – денежных средств, выделенных на то или иное мероприятие. Активность граждан, их личная заинтересованность в деле, их трудолюбие – вот основа красоты, уюта, порядка во многих домах и во дворах города. А через это и другие жители подтягиваются, дисциплинируют себя, учатся дорожить созданным уютом.

– Можно назвать адреса наших лучших старост, домкомов, уличкомов? Город должен знать своих героев. Мы, конечно, о некоторых писали, но всё-таки...

– С удовольствием представлю этих людей, признанных лучшими старостами по итогам городского конкурса в 2010 году. Это Людмила Александровна Лазаренко с проспекта Дзержинского (дом № 59) Дзержин-ского района; Людмила Павловна Зайцева с улицы Лебедева (дом № 7) из Заволжского района; председатель уличного комитета «Творогово» Лариса Анатольевна Середа, Красноперекопский район; Вера Леонидовна Бузина с улицы Ухтомского (дом № 19), Кировский район; Нина Фёдоровна Горбачёва с улицы Чкалова (дом № 51), Ленинский район; Галина Николаевна Кудрявцева с Суздальского шоссе (дом № 17), Фрунзен-ский район.

– Валерий Васильевич, направления деятельности общественных комитетов, уличкомов в чём-то перекликаются, в чём-то разнятся. Так кто же за что отвечает?

– КОСы призваны содей-ствовать жилищно-коммунальным службам в благоустрой-стве территорий, в организации общественного контроля за качеством выполнения необходимых работ и услуг, помогать органам социальной защиты в выявлении и оказании адресной помощи ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям, содействовать организации досуга детей и молодёжи, взаимодействовать с правоохранительными органами в профилактике правонарушений, содействовать органам городского самоуправления в осуществлении мер пожарной безопасности в доме или на подвластной территории. Если говорить о направлениях работы старост, домкомов и уличкомов, то здесь тоже много похожего: привлечение жителей к организации порядка, сохранности дома, придомовой территории, реализация федерального закона «О создании фонда содействия реформированию ЖКХ».

Дел у наших общественников много. Они ведь оказывают и большую помощь в работе с должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг. В результате общественного воздействия на территории ответственности ТОС, например, суммы задолженности там значительно сократились по сравнению с теми микрорайонами, где общественное самоуправление не действует.

– В свою очередь и эти общественные структуры не могли бы решать все свои задачи и проблемы без под-
держки и помощи исполнительной власти. В чём это проявляется?

– Определяющим в политике взаимоотношений общественного самоуправления и городской исполнительной власти стало партнёрское сотрудничество со взаимными обязательствами сторон, где мэрия города Ярославля помимо финансовой помощи оказывает общественному самоуправлению организационную, методическую и информационную поддержку. В целях совершенствования работы общественного самоуправления принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений в устав. Система работы мэрии по развитию муниципального самоуправления включает в себя ежеквартальный мониторинг количественных показателей деятельности органов территориального общественного самоуправления. Ежеквартально, а с 2011 года и ежемесячно, проводятся общегородские семинары-совещания с руководителями общественного самоуправления, активом, на которые приглашаются представители территориальных администраций, линейных участков, РОВД. На них представители общественного самоуправления рассказывают о проделанной работе, о своих проблемах, уточняют и корректируют свои действия с представителями органов исполнительной власти. Проводится учёба активистов ТОС. Сейчас, чтобы заниматься вопросами общественного самоуправления, мало лидерских качеств, нужны специальные знания – юридические, экономические, навык работы с людьми. Именно поэтому большое значение мы придаём подготовке кадров общественного самоуправления. Используются самые разнообразные формы: семинары-совещания, «круглые столы». На них обсуждаются злобо-дневные вопросы – о тарифах за жилищно-коммунальные услуги и нормативах их потребления, о порядке оформления земельных участков в долевую собственность жителями многоквартирных домов в соответ-ствии с федеральным законом № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», о развитии жилищно-коммунального хозяйства города. В декабре прошлого года впервые у нас был проведён совместный семинар-совещание для членов общественной палаты города Ярославля и актива территориального самоуправления.

Принципиально новым для региона стал проект информационного издания общественного самоуправления по организации и деятельности органов ТОС, общественных объединений – газета «Мой Ярославль» – форум городской общественности. Цель этого проекта – не только информирование жителей об общественной жизни в городе, но и создание механизма сплочения наиболее деятельного актива общественности вокруг общественной редколлегии газеты, что делается, конечно, для дальнейшего развития самоуправления. Газета – это трибуна для обмена опытом работы органов ТОС, общественных объединений, конструктивного диалога с властью.

Без взаимодействия с общественностью сегодня в городе невозможно решить ни один значимый вопрос. Порядок общественного обсуждения застройки, публичные слушания, учёт мнений граждан по тем или иным проблемам осуществ-ляются территориальными администрациями в соответствии с действующим законодатель-ством. Администрации районов и города обязательно информируют актив общественного самоуправления, жителей о строительстве новых жилых домов, автостоянок, открытии новых объектов торговли, общественного питания. Самые разные вопросы поднимаются на таких встречах общественности и власти. От вывоза отходов твёрдого бытового мусора до стимулирования работы уличных комитетов и КОСов… Не важных вопросов, я хочу сказать, нет, если мы хотим видеть хорошие результаты от деятельности наших общественников.

– А с какими проблемами всё-таки чаще всего сталкиваются общественники? На что жалуются, о чём сетуют они вам?

– Главная проблема, я сказал бы, – низкая активность граждан, особенно со стороны молодёжи. Нет поддержки. Хотя люди, общественники наши, о делах общих пекутся. Приглашают к субботнику во дворе, но откликаются на это разве что пенсионеры. Навести порядок в подъезде – та же самая картина… Даже для собственных детей иные молодые родители не хотят постараться устроить во дворе хорошую игровую площадку. Плохо информированы ярославцы о своих правах и обязанностях. Отсюда зачастую и такое безразличие ко всему вокруг. Надеются, кто-то что-то сделает… А моя, мол, хата с краю.

Мы говорили о том, что учёба активистов в городе есть, но всё-таки недостаточная для кого-то. Тоже проблема. Сетуют наши общественники, конечно, на низкий уровень финансовой обеспеченности органов самоуправления, что не позволяет им самостоятельно в полном объёме реализовать свои идеи и задумки. Жалуются, что не всегда встречают взаимопонимание в управляющих компаниях.

Порой и в работе самих КОСов, института старост встречаются серьёзные нарушения в проведении собраний. Есть даже прецеденты с судебными исками и оспариванием легитимности собрания или конференции жителей. Но всё это, на мой взгляд, только говорит о важности вопроса местного самоуправления. И той ответственности, с которой все мы относимся к нему. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и говорится: «…федеральное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2yb7/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость