Главное:

Владимир СИМОНОВ: «Законы должны служить людям»

– Владимир Иванович, насколько качественны областные законы?

– Наша областная Дума, как и законодательные собрания других субъектов РФ, принимая законы и постановления, реагирует на те задачи, которые стоят перед регионами. Система организации работы Думы в целом отвечает велению времени. Вопросы, которые выносятся на пленарное заседание, обсуждаются на совете Думы, то есть проходят проверку коллективным разумом.

Что касается проработанности законопроектов, то в администрации области этим занят аналитический центр. В областной Думе этим, на мой взгляд, должны заниматься аппараты фракций. Но у отдель­ных депутатов есть желание сделать себе рекламу, предлагая принять тот или иной закон или постановление. Таких инициатив, имеющих только шумовой эффект, около трети от общего числа рассматриваемых вопросов.

Я, конечно, понимаю, что депутаты должны откликаться на текущие вопросы, изменения в социально­политической ситуации в стране и области. Но давайте делать это качественно. Пока что нам, как правило, предлагают скоропалительно подготовленные документы. Потом они получают отрицательные заключения от правового управления, управления юстиции и областной прокуратуры, серьезно перерабатываются или вовсе отвергаются. А ведь на рассмотрение таких законопроектов тратятся время и бюджетные средства.

– В 2004 – 2006 годах областная Дума внесла в Госдуму РФ 19 проектов федеральных законов. Из них шесть было сразу же возвращено из­за несоблюдения процедуры внесения документа, либо их отозвали сами обла­стные депутаты. Пять инициатив федеральной Думой было отклонено. Это продуктивная работа?

– Конечно, нет. Мы, региональные депутаты, естественно, должны подсказывать федералам, какие проблемы есть на местах. Но в качестве законодательных инициатив от имени облдумы выносятся, как правило, популистские предложения, которые не решают проблемы в общегосударственном масштабе. Рассмотрение законодательных инициатив всегда планируется в конце повестки дня заседаний облдумы. К этому времени значительной части депутатов нет в зале, и нормального обсуждения не получается.

Я не призываю бить по рукам депутатов нашей Думы и фракции, которые пишут законодательные инициативы. Среди них есть актуальные и притом профессионально оформленные. Нужно, чтобы их было больше. Но пока что на наши инициативы в Госдуме РФ реагируют как на местечковые. Мы заваливаем федеральный парламент своими предложениями, а результат такой работы налицо: почти все без исключения они не получают продвижения. Для чего нужно бумаго­творчество, если мы работаем просто на корзину?

– Можно в отчете галочки поставить и потом рассказать избирателям о том, что наверху не оценили благой порыв ярославского депутата...

– Да, так и получается. Есть, конечно, вопросы к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации от Ярославской области, как они продвигают законодательные инициативы облдумы. Но с учетом того, как мы используем их потенциал, это скорее наша проблема. Это заслуженные люди, которые могут эффективно лоббировать те или иные предложения на федеральном уровне. Нужно более активно с ними взаимодействовать, согласовывая законодательные инициативы на стадии их подготовки.

– Конституция США незыблема сотни лет, а вот в России законы меняются ежемесячно. Причем совершенно неожиданно. А вы должны постоянно менять областные законы, подгоняя их под федеральные...

– Это надо делать в обязательном порядке, что занимает много времени. Все­таки мы перегружены принятием нормативных актов, которые дублируют федеральные документы. А отвечает ли это законотворче­ство чаяниям людей, наших избирателей, ради кого все это делается? К сожалению, когда начинается публичное обсуждение того или иного проекта, его суть теряется мгновенно, все сводится к эмоциональным оценкам.

Откройте шкафы в моем кабинете, они забиты думскими документами. Это большому институту на месяцы работы. В повестке дня заседаний Думы по 30 – 40 вопросов. В итоге решения принимаются в чрезвычайно быстром темпе, в режиме легкого чтения, без понимания проблемы. Бывает, что непопулярные решения, которые нужно принять исполнительной власти, перекладываются на Думу. Если отвечает много людей, то, значит, никто не отв­ечает.

– Что, на ваш взгляд, можно улучшить в работе комиссии по законодательству Государственной думы Ярославской области?

– В принципе процесс организован нормально, в комиссии трудятся профессиональные люди. Своевременно рассматриваются основополагающие документы – поправки в устав, законопроекты. Но при этом комиссия по законодательству на 90 процентов загружена обязательными вопросами. Мне представляется, что нам вместе с областной администрацией надо проанализировать всю законодательную базу области. Огромное количество формально действующих законов просто не функционирует. Например, закон о промышленной политике. Нужно сделать нормативные акты области работающими. Для начала следует выяснить, все ли законы нужны региону, действуют они или нет, соответствуют ли сегодняшнему дню. Сейчас в них, конечно, вносятся поправки, но чаще всего это только замена букв.

– Депутаты облдумы часто придирчиво оценивают кандидатов в мировые судьи. Зачем это делается, не совсем понятно, ведь на одно место представлен только один претендент...

– Мы не можем отказаться от утверждения мировых судей, по закону они должны проходить через думское сито. Но в чем­то прав и депутат Дмитрий Дорофеев: это сито очень формально, даже не сито, а широкая горловина, через которую все проходят. Может быть, проблема в низкой зарплате, но не было еще ни одного случая, чтобы нам представили кандидатов в мировые судьи на конкурсной основе, всегда был только один претендент на место. У нас нет выбора: если не одобрим кандидата, то оставим людей без мирового судьи. К самим претендентам претензий нет – это опытные люди, прошедшие квалификационный отбор, у нас претензии к системе. Надо совместно с областным судом думать, как ее изменить.

– Комиссия по законодательству, надо отдать должное, смогла обеспечить нормальное начало реформы местного самоуправления в Ярославской области. Все удалось сделать, что бы хотелось?

– Нет, не все. Еще два­три года назад было ясно, что без решения главного вопроса – где взять деньги – реформа не пойдет. У нас уже несколько тысячелетий назад был придуман всеобщий эквивалент, самый плохой, который приводит к огромному количеству несчастий, но он единственный, и ничего другого пока не придумали, – это деньги. До местного самоуправления этот эквивалент не доходит. Но люди приходят в местные администрации с надеждой, что разум возобладает и им дадут денег. Пока что у них много обязанностей. Вопросов к самой близкой к народу власти всегда много: почему дороги плохие, трубы дырявые, у бабушки на хлеб не хватает? Считаю, что областная Дума и администрация должны разработать и реализовать программы поддержки поселений.

– Сейчас депутаты облдумы активно обсуждают проект бюджета региона на 2007 год. Все активно ищут доходы, готовы поделить найденные деньги. У вас есть свой рецепт?

– Когда областная администрация вносит проект бюджета, то всегда говорится, что размер налогооблагаемой базы рассчитан на основе имеющихся прогнозов социально­экономического развития. Если бюджет принят и перекраивался несколько раз в течение года, то это, мягко говоря, недальновидность. А если появляются сотни миллионов рублей прямо в ходе рассмотрения проекта бюджета, это уже просто цирковые фокусы, а не экономика.

Конечно, всегда можно найти резервы. Я неплохо знаю устройство бюджетной системы в Германии. Идет выделение ресурсов для реализации проекта, например, в ЖКХ и медицине. Если посмотреть в конечном счете, какое количество денег на что ушло, в сухом остатке будут крохи. Основные средства расходуются на подходе к проблеме: нужно оплатить экспертов, подготовить закон, создать аппарат. А если бы система работы была другой, выше была бы степень доверия в обществе, то на реализацию самого проекта досталось бы больше ресурсов.

– Некоторые ваши коллеги­депутаты считают, что занижаются доходы по налогу на прибыль. Промышленники уходят от налогов?

– Если кто­нибудь немножко понимает систему организации промышленного производ­ства, то просто рассмеется в ответ на такие заявления. Мы обложены как волк в лесу. У нас двойная система учета по линии налогов, валютного и таможенного контроля, статистики. От налогов крупному предприятию не уйти, мы же не продаем воздух. Невозможно увести прибыль в кубышку: предприятие, как правило, направляет прибыль на обновление соб­ственных оборотных средств.

– Что нужно сделать депутатам Государственной думы Ярославской области нынешнего созыва в оставшиеся полтора года, чтобы улучшить жизнь ярославцев?

– К законодательству нужно подходить системно, прогнозировать результаты принимаемых решений. Задача депутатов – не принять как можно больше законов, а с их помощью обеспечить развитие регионов. Следует позаботиться о создании точек роста в Ярославской области. По данным экономического совета, за девять месяцев этого года в регионе зафиксирован спад в ряде отраслей, в том числе в машиностроении. Наша промышленность имеет тенденцию к стагнации. Надо переломить это негативное явление, создавать условия для прихода инвестора, который хочет что­то производить или торговать честно, чтобы понизить цены в области. Нужно принимать новые законы о промышленной политике, об инновациях, которые бы стимулировали наукоемкую деятельность.

Пока большая часть налогов в области идет от крупной промышленности. Только сто крупных предприятий области платят зарплату свыше 10 тыс. рублей 120 тысячам работающих. Если взять членов семей, то 500 тысяч человек впрямую кормятся от заводов. А где вклад остальных в бюджет региона? Мне, например, нужно сделать деталь для выпускаемого на нашем предприятии оборудования, но не могу найти в России ни одной фирмы, которая взялась бы выполнить этот заказ. Необходимо привлекать малый бизнес к производственному бизнесу. Считаю, что в ближайшие годы деятельность Думы должна быть направлена на экономическое развитие области.

– Как вы оцениваете готовящиеся структурные и кадровые перемены в администрации Ярославской области?

– Что касается структуры исполнительной власти, то мне нравится схема питерского губернатора Валентины Матвиенко. Заместители губернатора жестко курируют определенные направления, а в рамках заданного курса их подчиненные имеют полную возможность проявлять инициативу. Не буду оценивать кадровые перестановки, проводимые Анатолием Лисицыным. Мы дали губернатору карт­бланш на предстоящие четыре года. Хорошо, что в его команду приходят новые люди со свежими идеями. Будем вместе работать на благо ярославцев.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34fo/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость