Главное:

Евгений Заяшников: «Надеяться надо на себя»

– Какие основные моменты во взаимоотношениях Федерации и регионов вас настораживают?

– По­прежнему камнем преткновения остаются межбюджетные отношения. Методология определения бюджетной обеспеченности, диктуемая Минфином, сложна и непонятна, причем год от года она меняется. Мы уже пять лет говорим о необходимости разработать нормы социальной обеспеченности (или социальных стандартов), которые должны учесть объемы затрат региональных бюджетов на детские сады, школы, ЖКХ и т. д. Только учитывая эти параметры, можно говорить о степени обеспеченности регионов собственными ресурсами и делить их на доноров и реципиентов. Нечто подобное уже существовало во времена госплана, так что велосипед изобретать не придется – надо только вспомнить и усовершенствовать старые схемы… Сейчас же все расчеты привязаны к абстрактной потребительской корзине, а сколько регион реально затрачивает на развитие и на социальные нужды своих граждан, фактически не учитывается.

Я вынужден констатировать, что до сих пор ни правительство, ни Минфин не имеют четкой позиции в отношении регионов­доноров да и в отношении регионов вообще, особенно если это касается денежных интересов. Вспомнить хотя бы вопиющий пример с программой федерального парламентаризма. В ней на пять лет вперед было четко расписано, какие налоги остаются в регионе, какие идут в федеральную казну. А в результате, не дожидаясь конца срока действия этого документа, правительство попросту украло у регионов «табачные» акцизы. Или недавний пример, когда Федерация забрала из регионов водный налог. Как после этого верить в благие намерения центра и в его стремление обеспечить самодостаточность регионов?

Вполне понятно, что правительство озабочено выравниванием бюджетной обеспеченности регионов. Если сравнивать Ярославль и Адыгею, то становится понятно, что Адыгея остро нуждается в помощи, а Ярославль какое­то время может и подождать. Но сколько? Последний яркий пример «выравнивания», из­за которого пострадала наша область, – история с «Фольксвагеном». Область уже распахнула объятия, чтобы принять в них нового инвестора и начать производить «Фольксвагены», – благо есть и квалифицированные рабочие руки, и готовые работать производственные площади – как вдруг инвестор разворачивается на 180 градусов и уходит строить завод «с нуля» в чистом поле под Калугой. Официальная версия – инвестору не понравился небольшой участок дороги в районе поселка Лисавы, а неофициально – и так все понятно.

– Ждете ли вы изменения ситуации?

– К сожалению, рассчитывать нам в любом случае придется только на себя. Справедливости ради стоит заметить, что федеральный бюджет в конечном итоге выполняет свои обещания. Но добиться этих обещаний стоит большого труда. Простой пример. На будущий год на дорожное строительство область запрашивала 1 млрд. 600 млн. рублей. А получим мы только 700 миллионов. И это при том, что общие объемы финансирования по «дорожным» статьям «единороссам» с большим трудом удалось увеличить в два раза от запланированного – от 77 млрд. рублей до 150. Еще один на сегодняшний день, пожалуй, самый больной вопрос – финансирование обеспечения населения бесплатными лекарствами. Наша область была ограничена на этот год бюджетными лимитами в 312 млн. рублей, а к ноябрю этого года отпущено лекарств уже на сумму 670 миллионов. Последняя цифра как раз отражает реальные потребности населения. Но на сегодняшний момент отчислениями из федеральных фондов она закрыта всего на 30 процентов. И несмотря на то, что Минздрав и Минфин признали свои ошибки в расчетах, по оценкам экспертов, на будущий год ситуация не изменится. Судите сами, в бюджете на эти цели заложено 35 млрд. рублей, а потребуется

около 70.


Впрочем, на ближайшие три года у Ярославля есть хороший козырь – 1000­летний юбилей. Правительство уже объявило о готовности выделить на подготовку к празднику 6,7 млрд. рублей, но они большей частью пойдут на реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, а свои социальные проблемы область будет вынуждена по­прежнему решать самостоятельно.

– Что же позволяет Ярославской области выжить?

– Хребет Ярославской области – это промышленность. Это наш главный козырь, главный потенциал. Правда, в последнее время администрация региона по объективным причинам потеряла основные рычаги управления крупными промышленными предприятиями – их собственниками стали крупные корпорации из других регионов. Однако и они понимают свою социальную ответственность перед регионом, и многие из них свои сбытовые структуры регистрируют в Ярославской области, обеспечивая налоговые вливания в областную казну. Но в будущем, на мой взгляд, основой экономики Ярославской области могут стать предприятия среднего и малого бизнеса. Их количество неуклонно растет – только за последние пять лет численный прирост составил 2,5 тысячи – и именно их налоги остаются на территории области.

Наша задача сегодня – сохранить производственную сферу не только крупных предприятий, но и среднего и малого бизнеса. Я считаю, что для этого на законодательном уровне необходимо срочно предпринять следующие шаги.

Во­первых, продлить отмену таможенных пошлин и упростить в целом таможенные процедуры для российских товаропроизводителей. Особенно это касается ввозимого оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Во­вторых, снизить ставку НДС до 13 процентов, налог на прибыль до 15 – 20, ЕСН – до 15 – 20 процентов. Это приведет к высвобождению собственных средств предприятий для обновления основных фондов, а снижение ЕСН еще и простимулирует работодателей к отказу от выдачи зарплат в конвертах. В­третьих, разработать законодательную базу, которая могла бы обеспечить связь системы образования и практической деятельности молодых специалистов на производстве. И, в­четвертых, необходимо оптимизировать схемы кредитования малого бизнеса, а основной шаг в этом вопросе – снижение ставки рефинансирования. Это снижение уже идет, но крайне медленно.

В данной ситуации, когда верхи еще не «дозрели», а у низов терпеть не хватает сил, надо отдать должное администрации области: в привлечении инвестиционных средств и стимулировании налогоплательщиков местные власти проявляют чудеса изобретательности. Взять хотя бы нашумевший закон «Об экономическом стимулировании». Что бы сейчас ни говорили скептики, а действие этого закона не только привлекло дополнительные средства в областную казну, но и существенно облегчило нелегкую долю организаций­налогоплательщиков. И я надеюсь, что старые неувязки и неурядицы не остановят законотворческую инициативу в регионе.

Хорошей опорой в этом вопросе и для администрации области, и для областной Думы могла бы стать жесткая и даже агрессивная позиция экономического совета. Пока эта структура играет роль закрытого клуба директорского корпуса. Но ведь директора предприятий – это серьезный ресурс, пробивная сила, которую необходимо использовать в интересах региона.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34ev/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость